«Москвичи борются за свои трущобы», — гласил заголовок редакционной статьи The New York Times (16.05). Это был один из немногих комментариев, посвященных ситуации в России. Ничего хорошего в программе реновации жилого фонда российской столицы редакция, разумеется, не нашла. Кратко изложив историю «хрущёвок», авторы сообщили: «Их жители пришли к выводу, что мэр Москвы Сергей Собянин намерен переселить их в удаленные зоны, предоставив привилегированным застройщикам участки под строительство элитной недвижимости, и они не стали терять время, чтобы высказаться по этому поводу. … По словам организаторов, около 30 000 человек оказались на митинге в воскресенье, значительное количество в стране, где власти нелюбезно смотрят на протесты. В отличие от откровенно политических оппозиционных акций, ориентированных на президента Владимира Путина, подобных состоявшейся 29 апреля, этот митинг был более конкретным и всеобщим. И хотя он не имел политического умысла, протест красноречиво засвидетельствовал старые советские привычки и показал новые российские реалии».
Этот митинг, по мнению редакции, свидетельствует о том, что «люди больше не считают себя подопечными „заботливого государства“, но воспринимают себя как хозяева, требующие слова в том, как управлять их собственностью, их городом».
Политолог Майкл Макфол (Michael McFaul), экс-посол США в России, высказал в The Washington Post (17.05) уверенность в том, что «Трамп сделал Путину лучший подарок, о котором тот мог только желать». Автор предполагает, что «Пока еще слишком рано говорить, сколько позиций в списке пожеланий президента Владимира Путина осуществит Трамп…. Однако один подарок Путину уже доставлен: очернение американской демократии — и этот подарок перевешивает какие-либо передачи секретных данных. И восприятие схожести России и Америки, — что американская демократия ничем не лучше любой другой политической системы в мире, — сохранится».
Легко заметить, как оркестрируются американские СМИ, неважно даже откуда и кем. В тот же день в газете Chicago Tribune (17.05) Кларенс Пейдж (Clarence Page) убеждал читателей именно в этой опасности: «Компьютерные хакеры, служащие подпольной пропагандистской армией Путина, пытаются подорвать веру Запада в демократию и демократические институты. Они хотят убедить нас, что западные демократии ничем не отличаются от России ни в вопросах коррупции, ни в области прав человека, и ведут точно такую же великодержавную политику. Любопытно, что не так давно Трамп согласился с этим в эфире передачи Билла O’Рейли (Bill O’Reilly) на Fox News, фактически заявив, что мы не меньшие убийцы, чем Путин. Это выглядело очень странно».
«В прошлом году в ходе закрытого заседания лидер республиканского большинства в Палате представителей Кевин Маккарти (Kevin McCarthy) сказал своим однопартийцам, что, по его мнению, президент России Владимир Путин платит Дональду Трампу, — сообщила The Washington Post (17.05), опубликовав отчет об аудиозаписи июньской встречи лидеров Республиканской партии 2016 года. — Его коллеги восприняли это как шутку и посмеялись. Но Маккарти добавил: „Богом клянусь“». Эту тему ведущие СМИ «обсасывали» с особенным удовольствием.
В тот же день The Washington Post опубликовала другой материал на эту тему. «Это была неудачная попытка пошутить, — сказал Маккарти в среду вечером журналистам. — Вот и все. Никто не верит, что это правда. Среди тех, кто готов сделать поблажку калифорнийцу, был другой известный республиканец, о котором Маккарти сказал, что он, возможно, тоже на зарплате у Путина: Дана Рорабахер (также конгрессмен от штата Калифорния — прим. ред.). Маккарти заверил его, что замечание в аудиозаписи, — „Есть два человека, которым, я думаю, платит Путин: Рорабахер и Трамп“, — не стоит принимать всерьез. Рорабакер согласился и сравнил ситуацию с похожими анекдотами, которые преследовали его в течение многих лет».
Близорукая кампания по превращению России в изгоя, — так определил Тед Гален Карпентер (Ted Galen Carpenter) в журнале The American Conservative (16.05) ситуацию в своей стране. И подчеркнул, что «Очередным её этапом стала статья в The Washington Post 15 мая, авторы которой утверждают, что президент Трамп сообщил чрезвычайно секретную информацию министру иностранных дел России Сергею Лаврову и послу России в США Сергею Кисляку в ходе их встречи в Белом доме. Авторы статьи недвусмысленно намекают на то, что такая передача секретных разведданных является совершенно недопустимой и, возможно, даже предательской».
The Washington Post (16.05), слившая информацию о переговорах и, по сути, предупредившая ИГИЛ (запрещенная в России организация – прим. ред.), попыталась оправдаться в предательстве, заявив, что «сохранила в тайне большинство подробностей этой истории, в том числе и название города». И гордо перекинула — с больной головы на здоровую — обвинения в этом предательстве на президента США.
Остальные ведущие СМИ хором поддержали позицию этой газеты. The New York Times (16.05), правда, признала, что «эпизод в Овальном кабинете не стал большой новостью в России, где главным заголовком того дня стало сообщение о запрещении Украиной российских социальных сетей и информационных сайтов, включая „ВКонтакте“ (российский эквивалент Facebook) и „Яндекс“, (российский эквивалент Google). Дмитрий Песков, пресс-секретарь г-на Путина, опроверг сообщения из Белого дома. „Для нас это не тема, — сказал он в беседе с журналистами. — Это очередная ерунда“».
«Конечно, мы смотрим из Москвы на этот хаос с некоторой улыбкой, — сказал газете российский политолог Сергей Марков. — Очень многие американцы раньше именно так смотрели на хаос в России. Это своего рода психологическая месть». Кроме того, американские официальные лица, занятые внутренними проблемами, имеют меньше времени для того, чтобы вмешиваться в российские дела, добавил он.
«Путин глубоко обеспокоен тем, что российско-американские отношения могут быть в опасности, и назвал „политической шизофренией“ обвинения в адрес президента США Дональда Трампа после его встречи с главой МИД РФ Сергеем Лавровым, — писал московский корреспондент Фред Вир (Fred Weir) в The Christian Science Monitor (17.05). — Он пообещал в среду на пресс-конференции в Сочи, что с согласия Белого дома передаст полную запись того, о чем говорили Трамп, министр иностранных дел Сергей Лавров и посол России Сергей Кисляк в ходе встречи 10 мая».
«Мы сбиты с толку и даже немного напуганы тем, что разворачивается в Вашингтоне, — сказал корреспонденту этой газеты Федор Лукьянов, ведущий российский аналитик по вопросам внешней политики. — Отношение к Россия продолжает ухудшаться. Этот уровень паранойи — за пределами рационального, и единственное, чем можно объяснить его, заключается в том, что это — попытка политических сил использовать российскую карту как оружие для уничтожения Трампа».
«Президент Дональд Трамп ограничен в способности сотрудничать с Москвой из-за расследования возможных связей между Россией и его предвыборной кампанией 2016 года, сказал его советник по национальной безопасности генерал Герберт Макмастер (Herbert McMaster). Господин Трамп хочет противостоять России за ее действия на Украине и в Сирии, но сотрудничать с этой страной в борьбе против „Исламского государства“, заявил Макмастер в воскресенье утром на телеканале ABC», — писала The Wall Street Journal (21.05).
В выходные СМИ переключились на освещение первого зарубежного турне президента США и материалы о России практически исчезли.
В понедельник, 22 мая, на сайте телеканала CNN появилась статья о визите президента Филиппин в Москву. «Президент Филиппин Родриго Дутерте прибудет в понедельник с официальным пятидневным визитом в Москву, стремясь переориентировать внешнюю политику его страны в сторону от США. При Дутерте, вступившем в должность в июне 2016 года, Филиппины прощупали возможность улучшить отношения с Пекином и Москвой — видя в этих странах источник необходимых инвестиций — и ушли от США, которые Дутерте расценивает как ненадежные и лицемерные, несмотря на имеющийся договор о взаимной обороне».
У Дутерте «очень долгая, сложная история антиамериканизма», — отметил в беседе с CNN один из научных сотрудников Совета по международным отношениям (Council on Foreign Relations). И его взаимоотношения с экс-президентом США Бараком Обамой были особенно раздражительными вплоть до того, что филиппинский лидер однажды назвал предшественника Трампа «сукиным сыном».
Украина объявляет войну российским социальным сетям — и некоторые говорят, что это надо было сделать давно, уверял публику автор The Washington Post (19.05), оправдывая решение украинского президента запретить ряд российских социальных сетей. По его мнению, «Украина и Россия находятся де-факто в состоянии войны. И во время боевых действий одним из наиболее эффективных орудий Москвы была информация — или, точнее, чрезвычайно сложное внедрение дезинформации». Высказав читателям все свои претензии в адрес России, начиная с 2014 года, он все же признал мимоходом, что не все украинцы одобряют этот шаг Петра Порошенко.