Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

«Северный поток» построен

© REUTERS/ Alexander DemianchukДмитрий Медведев принял участие в церемонии начала строительства газопровода "Северный поток"
Дмитрий Медведев принял участие в церемонии начала строительства газопровода Северный поток
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Газопровод «Северный поток» из России через Балтийское море в Германию – одна из самых спорных инвестиций в Европе. Он появился вопреки воле и интересам балтийских стран. Новый газопровод усилит зависимость Европы от поставок из России, а в критических ситуациях поможет россиянам избежать зависимости от транзитных стран – Украины или Польши.

Газпром усиливает свою позицию в Европе. Благодаря благосклонной позиции Германии и немецких компаний россияне завершили строительство газопровода через Балтийское море, что позволит им с ноября увеличить объем экспорта своего газа на запад на 27 миллиардов кубометров в год.

Газопровод «Северный поток» из России через Балтийское море в Германию – это одна из самых спорных инвестиций в Европе за последние годы. Он появился вопреки воле и интересам лежащих на Балтике стран и опасениям о его влиянии на окружающую среду. Новый газопровод усилит зависимость Европы от поставок из России, а в критических ситуациях поможет россиянам избежать зависимости от транзитных стран – Украины или Польши.

Формально россияне объясняли необходимость строительства конфликтами с соседями – Белоруссией и Украиной. Это из-за них они «были вынуждены» закручивать кран, в результате чего проблемы возникали у европейских стран. Но Газпром и российские власти заверяли, что «Северный поток» не направлен против кого-либо, и заявляли, что транзит через Украину и Белоруссию, а также Польшу, после запуска нового газопровода не уменьшится.

Если бы речь шла только об увеличении экспорта, то более дешевым и рентабельным предприятием была бы прокладка второй нитки газопровода «Ямал», идущего из России через Белоруссию и Польшу в Германию. По оценкам экспертов, раз земля под строительство второй нитки (параллельной существующей) выкуплена и подготовлена, сами работы стоили бы всего около 2 миллиардов долларов. На прокладку через Балтику «Северного потока» было потрачено 5,4 миллиарда евро, столько же будет стоить вторая ветка, которая должна быть готова к 2012 году.

Союз с Россией без директив ЕС

На решение Германии и России не повлияли ни протесты лежащих на Балтике стран, в т.ч. Польши, ни позиция Европейского парламента, полная опасений о влиянии инвестиции на окружающую среду.

В консорциум Nord Stream входят не только основные немецкие партнеры Газпрома, т.е. энергетический гигант E.ON Ruhrgas и химический концерн BASF, но также голландская компания Gasunie и концерн GDF Suez. Все они будут пользоваться газопроводом. И, что существенно, на него не будет распространяться принцип доступа третьих сторон («Third Party Access»), действующий для всей инфраструктуры Евросоюза. Формально потому, что газопровод идет через Балтику, а не через территорию стран-членов ЕС, хотя на практике газ по нему будет поставляться именно в страны Союза. Это принципиальное отступление от требований вступившего в силу в марте 2001 года «третьего энергетического пакета», которые Еврокомиссия предъявляет к энергетическим линиям и трансграничным трубопроводам.

Награда для немцев

Договор с Газпромом не появился бы, если бы не сильная политическая поддержка проекта немецкими политиками. Канцлер Герхард Шредер, не принимая во внимание позицию других европейский стран, в особенности стран региона Балтийского моря, участвовал вместе с Владимиром Путиным в подписании соглашения в сентябре 2005 года. Потом, когда Шредер перестал руководить немецким правительством, он без колебаний принял от россиян назначение на должность и занялся лоббированием газопровода  в Европе. О размере его вознаграждения в Германии ходили легенды. Он сам не видел в этом всем ничего неподобающего. Сейчас шансы получить столь же хорошо оплачиваемую должность имеет глава консорциума, строящего газопровод. Недавно в российских СМИ появились сообщения, что Маттиас Варниг (Mathias Warnig) может войти в совет директоров крупнейшей российской государственной нефтяной компании «Роснефть».
 
Подобную тактику – получение персональной политической поддержки – Кремль хотел использовать и в отношении другого противоречивого проекта. Предложение работать на консорциум, строящий газопровод «Южный поток», получил один из бывших премьер-министров Италии, но он решительно от этого отказался.

Польша подает жалобы на «Северный поток», но лишь символически

Польские власти подавали жалобу на немецкие процедуры выдачи разрешений на строительство «Северного потока». Речь идет о неподобающей прокладке газопровода в районе города Свиноуйсьце: при нынешнем положении трубы суда с большим водоизмещением не смогут попасть в порт после его расширения, а у Польши есть именно такие планы. Управление портов Щецин-Свиноуйсьце подало в административный суд Гамбурга кассационную жалобу на выданное консорциуму Nord Stream местным Управлением гидрографии и судоходства разрешение на строительство газопровода через Балтийское море. Польская сторона решилась на этот шаг после того, как немецкие чиновники отклонили возражения против намеченной трассы трубопровода, которая делала невозможным развитие порта в Свиноуйсьце. Даже если полякам удастся выиграть дело, это и так будет иметь лишь символическое значение. На практике обязательства консорциума заглубить трубу в дно будет сложно реализовать, когда уже пойдет газ. Перерыв в поставках для того, чтобы изменить прокладку газопровода, практически нереален.

Расположение газопровода не заблокирует доступа в порт судов со сжиженным газом, которые с середины 2014 года должны прибывать в Свиноуйсьце.

Мнение Януша Штайнхофа (Janusz Steinhoff), вице-премьера в правительстве Ежи Бузека (Jerzy Buzek): «Северный поток» – это доказательство исключительной политической и бизнес эффективности России. Но одновременно данная инвестиция является результатом близорукости некоторых стран ЕС, ведь она определенно не вписывается в политику энергетической безопасности. Помимо этого гигантская стоимость строительства в итоге наверняка будет переложена на получателей газа. Кроме того оказалось, что хоть польские власти открыто протестовали против строительства газопровода, они ничего не смогли сделать, чтобы его заблокировать».