В пятницу польское правительство представит свою точку зрения на то, что привело к авиакатастрофе, в которой погиб президент Лех Качиньский и еще 95 пассажиров в западной части России. В своем отчете поляки, скорее всего, возложат часть вины на российских авиадиспетчеров, что вызовет раздражение россиян, которые винят исключительно польскую сторону.
Доклад также станет знаковым, учитывая парламентские выборы, назначенные на октябрь. Польский народ все больше разделен политическими вопросами, а авиакатастрофа является отправной точкой. Две главные партии Польши, чьи лидеры когда-то назвали друг друга «дорогими друзьями», теперь ведут борьбу без правил и обвинили друг друга в использовании гробов жертв катастрофы в политическое оружие.
Крушение формально принадлежащего и оперируемого правительством, а не президентской администрацией, самолета произошло, когда ответственным был премьер-министр Дональд Туск и его министр обороны. В катастрофе погиб не только главный враг Туска президент Качиньский, но и десятки политиков и военных генералов, которые направлялись в Смоленск на годовщину массового расстрела польских военнопленных во время Второй мировой войны по приказу Иосифа Сталина.
Для Ярослава Качиньского, лидера консервативной оппозиции, потеря стала глубоко личной – президент был его братом-близнецом. Качиньский и его партия «Закон и справедливость» неоднократно заявляли, что Туск пытается прикрыть недостатки своей администрации, которые, по их мнению, испособствовали или даже привели к авиакатастрофе. Правительство полностью отрицает обвинения.
Более 15 месяцев спустя многие обстоятельства катастрофы известны –их описали комитеты по расследованию и в России, и в Польше. Польский президент разбился в российском авиалайнере Туполев, во время того, как недостаточно подготовленные, как потом выяснилось, пилоты пытались посадить самолет в крайне густом тумане в провинциальном российском аэропорту, который не располагал необходимым навигационным оборудованием для работы в столь экстремальных условиях.
Оборудование, которым располагали российские авиадиспетчеры в контрольной башне, не подходило для навигации самолета. Диспетчеры посоветовали пилотам не заходить на посадку, но они неправильно заявили, что те находились на правильном пути, согласно ранним заявлениям польского правительства.
За 20 секунд до крушения один из пилотов заявил, что они отменяют посадку, но загадочным образом самолет продолжил снижение. Согласно сведениям польской прессы, автоматические системы не сработали, так как они были не включены или нуждались в инструментах, отсутствующих в аэропорту, о чем пилоты могли не знать. Ответ на вопрос, что же случилось в те последние секунды, станет самой интересной частью пятничного отчета, в котором, как ожидается, будут предоставлены детали экспериментов, проведенных с другим Туполевым, которым все еще владеет польское правительство.
Точка зрения Москвы была понятна уже несколько месяцев– во всем виноваты пилоты. Они действовали под давлением руководства, включая президента и командующего ВВС, которого московский Межгосударственный авиационный комитет подозревает в пребывании на борту в алкогольном опьянении. Поляки оспаривают данные факты, но публично не выступали с протестом до того дня, как Татьяна Анодина, глава московского комитета, представила свои теории, подкрепленные ужасной записью последних секунд из кабины пилотов обреченного самолета.
Не существует доказательств утверждений стороны Качиньского – об искусственном тумане или даже о секретном межгосударственном заговоре об убийстве польского президента. Но у Качиньского есть более чувствительные аргументы против своего политического противника.
Например, он напомнит избирателям, что больше года после катастрофы останки самолеты все еще находятся в России, которая проигнорировала запрос поляков в их передаче.
Для многих поляков линия поведения Москвы сродни пощечине, а ответ польского премьер-министра казался запоздалым. Когда Туск, наконец, выступил, мало кому за пределами страны было интересно его слушать.
Тогда, это обошлось ему в несколько процентов в рейтинге популярности. Рейтинги его партии с тех пор восстановились, а опрос общественного мнения, опубликованный в четверг, показал, что его партия имеет поддержку 47% респондентов, что намного больше партии Качиньского и его 30%. Несмотря на то, что в прошлом партия Туска получала меньше ожидаемых голосов во время выборов, премьер-министр может быть уверен в своем переизбрании.
Ему противостоит оппонент, движимый личной трагедией, и общество, разделенное в эмоциональном вопросе. Пятница станет днем испытаний для обоих лидеров.