Сложно оценить, хороши или плохи для нас результаты опроса на тему отношения россиян к Польше, который провел «Левада-центр». Например: были бы мы довольны, если бы в рубрике «лучший друг» Польша опередила Белоруссию, которую указала половина респондентов (Польшу только 5 процентов)? Следует ли нам отказываться от планов размещения у нас одной из баз системы ПРО, которая, как следует из опроса, является самым серьезным препятствием в развитии «добрососедских отношений»? И, наконец, должно ли нас радовать то, что все больше россиян знает, кто совершил катынское преступление? Или, скорее, беспокоиться, что целых 42 процента ответило на этот вопрос «Не знаю»?
Результаты этого опроса сложно оценить и по другой причине: россияне черпают свои знания о мире в основном из прокремлевских телеканалов. В значительной мере обречены видеть искаженную картину и читатели газет. Об этом лучше всего говорит факт, что в рейтинге врагов России уверенно лидирует Грузия (57 процентов): не потому, что эта маленькая страна представляет для Кремля серьезную угрозу, а потому, что в российских СМИ уже не первый год идет кампания по очернению Михаила Саакашвили.
Польша, в свою очередь, описывается как марионетка США и страна русофобов, которая упорно сопротивляется более тесным контактам России и Европейского Союза (так заявил каждый пятый респондент). Процент людей негативно относящихся к Польше рос в годы, когда у власти находилась партия «Право и Справедливость» (PiS). Тогда и покойного Леха Качиньского, и его брата Ярослава, воспринимали как до болезненной степени антироссийских политиков (другое дело, что они часто сами укрепляли такой имидж). При правительстве Дональда Туска, которого портал Gazeta.ru называет «нашим человеком в Варшаве», симпатия к Польше выросла лишь незначительно (и это несмотря на волну соболезнований после смоленской катастрофы) и остается на 20 процентов ниже, чем в начале десятилетия.
Подробности: Польше выгодно открыть границу для россиян
Россиян, особенно молодых, следовало бы оторвать от экранов телевизоров. Пусть они приезжают в Польшу, учатся в польских университетах, знакомятся с нашей страной из первых рук. Приглашение одного российского студента гораздо ценнее, чем визит одного Сергея Лаврова.