САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, Россия. В этом месяце по кафедрам Санкт-Петербургского государственного университета разнесся слух: согласно подписанному 1 октября распоряжению, они должны сдавать свои работы в администрацию университета для получения разрешения на их публикацию за рубежом и на их презентацию в ходе зарубежных конференций.
В этом приказе, который издали в стенах университета для внутреннего пользования, и который кто-то разместил на популярном Интернет-форуме, сообщается, что профессорско-преподавательский состав должен сдавать на проверку копии своих работ, которые будут публиковаться за пределами России. Цель такого решения - проверка на нарушение законов об интеллектуальной собственности и на наличие угрозы национальной безопасности.
Администрация заявляет, что просто пытается привести ситуацию в университете в соответствие с требованиями закона об экспортном контроле от 1999 года. До принятия этого закона некоторые доведённые до нищеты ученые на протяжении десяти лет продавали иностранным покупателям стратегически важные технические знания. Но часть профессоров выступила с протестом, заявив, что это неслыханная система для российских университетов, и что она может стать шагом навстречу расширению цензуры в академических кругах.
"Часть нашего профессорско-преподавательского состава не будет выполнять это распоряжение, - говорит заместитель декана факультета журналистики Сергей Самолетов, - такого рода смелость проявят, скорее всего, наши крупные ученые. Основной же массе ученых придется либо отказаться от командировок, либо подчиниться".
Хотя ученые давно уже подвергаются действию правил экспортного контроля, приказ по СПбГУ распространяется и на гуманитарные науки. Согласно требованиям этого приказа, преподаватели и ученые должны представлять копии таких документов, как заявки на получение грантов от иностранных организаций, контракты с зарубежными юридическими лицами, образовательные программы, которые планируется использовать на занятиях с иностранными студентами, а также списки таких иностранных студентов и их учебные программы.
Деканы будут давать разрешение на публикацию работ либо направлять их на экспертизу внутренней комиссии экспортного контроля, говорит первый проректор СПбГУ по учебной и научной работе Игорь Горлинский. Приказ был издан, чтобы дать разъяснения по тем правилам, которые действуют в университете вот уже десять лет, но существуют "только на бумаге", отметил он. Горлинский добавил, что в этот план могут быть внесены поправки и усовершенствования в ответ на отклики профессорско-преподавательского состава.
По его словам, он не думает, что этот приказ помешает ученым публиковать свои работы за рубежом. "Одна из психологических проблем, с которыми нам приходится сталкиваться, заключается в том, что часть наших коллег вместо того, чтобы внимательно прочитать документы и понять, что именно будет проверяться и с какой целью, выступает против всякого контроля", - заявляет Горлинский.
"Но я думаю, это не очень цивилизованное отношение, - говорит он, - любой университет, включая вашу альма-матер, защищает свою интеллектуальную собственность, и будет защищать законные интересы своей страны".
Он выразил сомнение в том, что это повлияет на работу в области гуманитарных наук, если такая работа не будет вестись с нарушением прав интеллектуальной собственности.
"Какие государственные тайны могут быть в сфере политологии? - сказал Горлинский, - интеллектуальная собственность, это да. Мы намерены защищать нашу интеллектуальную собственность, которая, к сожалению, порой используется без разрешения".
Часть преподавателей с тревогой отреагировала на этот приказ, заявив, что создаваемая модель очень напоминает печально известные бюрократические "первые отделы" советской эпохи, которые изучали документы перед их публикацией для зарубежной аудитории.
Доцент Вячеслав Морозов с факультета международных отношений СПбГУ подсчитал, что 70 процентов ученых на его факультете регулярно публикуются и выступают за рубежом. Его беспокоит то, что с введением новых требований такая возможность исчезнет.
"Это может быть приемлемо для оборонного ведомства, но я не думаю, что подобное существует в других университетах, - говорит Морозов, - такое возможно в Китае, может быть, в Иране".
В 2007 году такое предложение отвергли в Волгоградском государственном университете, когда преподаватели выступили против, говорит заведующий кафедрой международных отношений этого университета Иван Курилла.
Ряд преподавателей СПбГУ выражает обеспокоенность тем, что новые правила будут применять избирательно в качестве наказания отдельных ученых: либо за то, что они вступают в конфликт с руководством университета, либо за то, что в их работах содержится критика в адрес российской власти.
"Можно уже сейчас представить себе список тех людей, чьи публикации будут запрещены, - говорит Дмитрий Дубровский, директор программы «Права человека» Смольного института, входящего в состав СПбГУ, - у меня есть подозрение, что они запретят все публикации, где выражается хоть какая-то озабоченность по поводу реальной ситуации в политической сфере и в области прав человека".
Такая перемена заслуживает особого внимания в связи с тем, что новые правила вводятся в престижном вузе, где изучали право президент Дмитрий Медведев и премьер-министр Владимир Путин, и где Медведев преподавал на протяжении девяти лет.
Ректор университета Николай Кропачев, долгое время работавший деканом юридического факультета, находится в хороших отношениях с обоими руководителями. В 2000 году, когда в телевизионном шоу "Куклы" высмеяли Путина, который в то время баллотировался в президенты, Кропачев подписал письмо с призывом ввести санкции против этой программы, названной в нем "красноречивым примером злоупотребления свободой слова".
Став в прошлом году ректором, Кропачев начал усиливать контроль за своим обширным учебным заведением и преподавателями, число которых превышает 4000 человек. С тех пор, как говорит Горлинский, университет поднялся в международных рейтингах, и на него на 7 процентов чаще стали ссылаться в иноязычных журналах. Так, в рейтинге Times по высшим учебным заведениям он поднялся с 228-го на 168-е место.
Поскольку Медведев усиленно стремится к модернизации, он определенно не обходит своим вниманием собственную альма-матер. Вместе с Московским государственным университетом СПбГУ получил особый автономный статус, благодаря которому он может самостоятельно внедрять на рынке свои технологии. А ректоров этих вузов может назначать и увольнять только президент России.
Но кое-кто из преподавателей жалуется, что новая концепция носит авторитарный характер. Весной, когда декан факультета журналистики подвергла резкой критике политику ректора, президент университета выдвинула против нее обвинения в клевете и злоупотреблении служебным положением. Устроивших в ее защиту пикет студентов арестовали.
Даже критики признают, что университету надо совершенствовать свои механизмы контроля и надзора. Распад Советского Союза заставил многих ученых искать работу за границей в самых разных областях, включая создание вооружений. Хотя в 1999 году в России был принят закон об экспортном контроле, соблюдается он слабо. Особую опасность в этом плане представляют гражданские лаборатории, разрабатывающие "технологии двойного назначения", которые можно использовать для изготовления вооружений. Об этом говорит специалист по вопросам безопасности Игорь Хрипунов, работающий в Центре международной торговли и безопасности университета штата Джорджия.
Дубровский из Смольного института говорит, что понимает эту озабоченность. По его словам, появившаяся в постсоветские годы система означала "полное отсутствие контроля".
Вместе с тем, по его словам, нынешний порядок развернул ситуацию в противоположном направлении, зайдя при этом слишком далеко. "Это извечная проблема моей страны - здесь либо существует тотальный контроль, либо нет вообще никакого контроля, - говорит он, - есть лишь два возможных варианта".