Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Китайский сырьевой голод подхлестывает экспорт в отдаленных районах России

© РИА Новости / Перейти в фотобанкДобыча железной руды
Добыча железной руды
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Для изголодавшегося по сырьевым ресурсам Китая сухопутные поставки российских металлов и нефти - это важный момент, позволяющий частично отказаться от перевозок морским транспортом. Трансграничная коммерция в этом регионе помогла Китаю обогнать Германию и стать в начале прошлого года крупнейшим торговым партнером России.

Биробиджан, Россия. Кимканский рудник в Сибири – это квадратная миля грязи, окруженная березовыми и кедровыми лесами, которые настолько обширны, что кажется, будто они тянутся до края света.

Как и во многих других местах в Сибири, добраться туда на машине почти невозможно. Однако, как говорят геологи, прямо под поверхностью земли там находится столько железной руды, что ее хватит для изготовления сотен миллионов автомашин. Вот почему китайские государственные чиновники и руководители бизнеса проявляют интерес, несмотря на сохраняющееся десятилетиями взаимное недоверие на этом участке пограничной территории между Россией и Китаем.

В этом году делегация из Промышленного и коммерческого банка Китая добралась до Кимкана на вертолете, чтобы поглазеть на вскрывающие верхний слой почвы бульдозеры и побеседовать с руководителем работ Виктором Рябовым, который рассказал о размерах подземных богатств.

"Я стою на миллиарде тонн железной руды", - заявил Рябов китайским визитерам. Он вспоминает, что это их впечатлило. "Они сказали: "Давайте быстрее, мы готовы"".

Данная встреча стала примером деловой лихорадки, охватившей этот пробуждающийся регион, где российские компании шумно соревнуются в борьбе за заключение сделок на поставку сибирских ресурсов, включая железо, уголь и древесину. Продают они их на ненасытном китайском рынке. Российская нефть также становится все более востребованным товаром, отправляемым из Сибири в Китай.

Для изголодавшегося по сырьевым ресурсам Китая сухопутные поставки российских металлов и нефти - это важный момент, позволяющий частично отказаться от перевозок морским транспортом. Трансграничная коммерция в этом регионе помогла Китаю обогнать Германию и стать в начале прошлого года крупнейшим торговым партнером России. В 2009 году объем товарооборота и услуг между двумя странами составил 39,5 миллиарда долларов.

В прошлом году российский Дальний Восток стал единственным в стране регионом, где объем инвестиций не сокращался, а увеличивался. Очередным показателем взаимозависимости России и Китая станет встреча руководителей двух государств Дмитрия Медведева и Ху Цзиньтао, которая пройдет в четверг в столице Узбекистана Ташкенте. Состоится она в рамках встречи регионального альянса, носящего название Шанхайская организация сотрудничества.

Все это меняет мрачную репутацию таких мест, как Сибирь и Маньчжурия, которые в прошлом ассоциировались со ссылкой, тюрьмами и бесконечными болотами.

"Россия и Китай составляют идеальную пару, - написал в своем исследовательском докладе главный стратег инвестиционной компании «Тройка Диалог» Кингсмилл Бонд (Kingsmill Bond), - у России есть нужные Китаю ресурсы, а у Китая есть излишки накоплений капитала, который нужен России".

Китайский банк, делегация которого стояла на краю Кимканского рудника, успешно ведет переговоры о предоставлении кредита на 400 миллионов долларов горнодобывающей компании "Петропавловск", чтобы та могла начать добычу руды. Те запасы руды, о которых говорил Рябов, находятся в Кимкане, а также на другом месторождении, расположенном севернее. Чтобы полностью извлечь все имеющиеся там запасы, потребуется сто лет.

Компания "Петропавловск", чьи акции выставлены на Лондонской фондовой бирже, планирует перевозить руду по железной дороге прямо с Кимканского месторождения на юг на китайские сталелитейные предприятия, которые в настоящее время завозят железную руду издалека – из Бразилии. Руководство рудника заявляет, что без проблем победит бразильцев по ценовым показателям – хотя, как предсказывают некоторые аналитики, цены на сырье могут стать одним из камней преткновения в этой зарождающейся трансграничной торговле.

Сомневающиеся в перспективах экономического сотрудничества между двумя странами также указывают на глубокое недоверие между двумя странами, уходящее своим корнями в историю пограничного конфликта 1969 года на острове Даманском на реке Уссури. Этот конфликт заставил Советский Союз усилить оборонительные позиции вдоль границы и на десятилетия заморозить развитие отношений.

Лишь в 1987 году Александру Винникову, занимавшему тогда пост местного руководителя коммунистической партии, а сегодня являющемуся губернатором Еврейской автономной области, у которой весьма необычная для Сибири история, удалось убедить Москву наладить паромное сообщение через Амур возле прибрежной деревни.

Сегодня Винников является активным сторонником строительства крупнейшего и современнейшего торгового маршрута через Амур – железнодорожного моста возле поселка Нижнеленинское. По запланированному к сооружению мосту будет перевозиться в основном железная руда с Кимкана на китайские металлургические предприятия.

Этот мост, строительство которого будут финансировать компания "Петропавловск" и правительства двух стран, станет очередным символом новых перспектив развития региона, а также мощного охлаждения, которое существовало здесь прежде. Это будет единственный работающий круглый год пограничный переход на всем протяжении российско-китайской границы, составляющей 2038 миль и протянувшейся от Гродеково, что неподалеку от Владивостока, до Забайкальска возле озера Байкал.

Для сравнения, граница США с Мексикой составляет 1969 миль, и там есть 42 пограничных перехода.

Но сейчас планируется еще более масштабное мероприятие на границе двух стран. Речь идет о транссибирском нефтепроводе, который в настоящее время прокладывается через густые леса этого региона, носящие название тайга. По графику он должен дойти до Китая в 2012 году, и тогда по нему будет перекачиваться миллион баррелей нефти в день. К тому времени уже около четверти российской нефти будет экспортироваться в Азию, включая топливо с месторождений на острове Сахалин, которые разрабатывают Exxon Mobil и Royal Dutch Shell.

С завершением строительства трубопровода будет разгружена сибирская железнодорожная магистраль, по которой сегодня цистернами в Китай перевозится 400000 баррелей нефти в день. Таким образом, появится возможность  перевозить по ней больше других грузов и товаров. Российское правительство уже вынашивает грандиозные планы создания сухопутной сети грузоперевозок по Транссибирской железнодорожной магистрали из Китая в Европу.

Китай сегодня импортирует нефть по сухопутному маршруту из Средней Азии через трубопровод, идущий из Казахстана. Через два года он планирует получать нефть по новому нефтепроводу из России. Таким образом, он вскоре решит политическую задачу, диверсифицировав нефтяные поставки и снизив свою мощную зависимость от импорта нефти с Ближнего Востока через забитый судами Малаккский пролив, расположенный между полуостровом Малакка и Индонезией.

Тем временем, китайские компании арендуют на российском Дальнем Востоке крупные участки сельскохозяйственных земель, которые никто не пашет и не засевает в связи с сокращением численности русского населения в этом регионе. Они зовут китайских мигрантов в Россию на сезонные работы. На сегодня площадь арендованных китайскими компаниями земель составляет 340000 гектаров.

Однако основу торговых взаимоотношений будет составлять нефть и добыча полезных ископаемых, поскольку  китайская экономика в условиях снижения спроса в Европе остается сильной – и пока торговые партнеры смогут заключать взаимовыгодные в ценовом отношении сделки по нефти, природному газу и железной руде.

Китайцы требуют предоставления скидок по сравнению с общемировыми ценами, объясняя это удаленностью приграничного региона. Они заявляют, что российские сырьевые товары должны быть дешевыми по причине их изобилия, а также потому что без Китая в качестве близкого и готового к заключению сделок покупателя огромные запасы полезных ископаемых в Восточной Сибири были бы намного менее ценными.

Русские, со своей стороны, заявляют, что если бы не их сырьевые товары, покупателям из северо-восточного Китая пришлось бы платить намного более высокие цены поставщикам из далеких стран.

Споры по вопросам ценообразования вот уже год сдерживают подписание соглашения о строительстве газопровода между Китаем и российской компанией "Газпром". Торг по поводу цен может замедлить заключение сделок даже по поставкам сырья с мало меняющимися ценами, например, железной руды. По данным компании "Петропавловск", металлургические заводы в Маньчжурии сегодня платят около 170 долларов за тонну железа, а на Кимканском месторождении тонна будет стоить около 80 долларов.

"Они не собираются отдавать нам всю разницу", - признался в ходе интервью горный инженер из этой компании Мартин Смит (Martin Smith).

И все же для российской стороны торговля с Китаем дает надежду на начало новой эпохи процветания, если проводить сравнение с весьма скромными доходами от рыболовства, сельского хозяйства и оборонной отрасли, которые регион приносил прежде.

Эту автономную область на весьма спорных основаниях образовал в 1934 году Сталин, пожелавший создать в Сибири родину для евреев. К середине 80-х годов стало ясно, что у еврейских аграрных коммун, как у экономической основы региона нет будущего. Многие евреи уехали отсюда в Израиль.

По данным переписи населения, из 185000 человек, проживающих в области, евреями себя считают лишь 4300 человек. Китайских рабочих-мигрантов почти столько же – около 3500. Они работают на арендуемых полях, выращивая сою.

Компания "Петропавловск" в сотрудничестве с российским правительством реализует программу по привлечению русских из бывших советских республик, в том числе, горных инженеров из Казахстана. Таким способом она уже заполнила 14 вакансий. Русские давно уже опасаются, что расширение экономических связей с Китаем приведет к наплыву китайским иммигрантов, которые захватят малонаселенный Дальний Восток.

Но для добывающих компаний выгоды пограничной торговли обычно перевешивают опасения по поводу того, кто в конечном итоге будет жить на этих огромных и пустующих просторах.

Алексей Карсканов, руководящий расположенным неподалеку от границы золотоносным рудником, принадлежащим компании "Петропавловск", трясется по красной грунтовой дороге в своем джипе, проводя экскурсию по гигантскому скальному месторождению, выдающему на-гора четыре тонны золота в год. Он покупает китайское горное оборудование и пользуется услугами водителей грузовиков из Китая, которые работают на руднике по контракту.

"Китай наш сосед, - говорит он, - а если у нас есть что-то нужное соседу, почему бы нам это ему не продать?"

Обсуждение
Комментариев: 47
Правила
Эта статья опубликована более, чем 24 часа назад, а значит, она недоступна для комментирования. Новые материалы вы можете найти на главной странице.
z
zolo
10 июня 2010, 14:45
Свято место пусто не бывает -Какая у нас сегодня цена? -Папа, таки мы продаём или покупаем?
v
vhook
10 июня 2010, 14:58
сырье по дешовке... не пойму, чему здесь радоваться?
B
Bazarov
10 июня 2010, 16:03
Зато вся выручка пойдёт на модернизацию. Стратегия 2020. План Путина. Надо ещё потерпеть лет 20, чтобы окончательно преодолеть развал лихих 90-х. Путин выглядет свежо для своих 50 лет. Думаю всё получится.
Z
Zlodei88
10 июня 2010, 16:49
Зато вся выручка пойдёт на модернизацию. Крнечно много разворуют, но думаю это еще не при Путине началось, надеюсь что все таки вылезем, но действительно надо много и постепенно работать.
e
efim1
10 июня 2010, 20:06
Зато вся выручка пойдёт на модернизацию на модернизацию яхты или виллы?
B
Bazarov
10 июня 2010, 20:22
Либераст? .
e
efim1
10 июня 2010, 20:32
Нет либерасты в ЕР.
B
Bazarov
10 июня 2010, 20:21
Я же говорю лет 20 ещё надо. А то тут раскатали губу. И рыбку съесть, и
v
vhook
10 июня 2010, 17:09
План Путина не курил, не знаю... Но мне лично не понятно, у нас бабла немеряно: но трубы для сев. потока мы покупаем в германии, рельсы для сапсана мы покупаем в японии, и такое положение вещей куда не глянь... Нас везде тривиально юзают, как сырьевых доноров...
B
Bazarov
10 июня 2010, 17:39
За 10 лет много не сделаешь Путину надо ещё 20 лет.
Т
ТУТ
10 июня 2010, 19:29
Чего мелочиться! В цари его! Правда уже по бумажке невнятно стал читать, но до бровастого еще недотягивает.
B
Bazarov
10 июня 2010, 20:24
Но у него нет сына. Хотя Медведев старается.
t
toptun80
10 июня 2010, 18:52
Не реви))) Для первой нитки 25% труб наши с Выксы. Nord Stream как никак совместный проект, потому и немчики заказ на трубы получили. Подождем второй нитки и как распределятся заказы, всеж таки не зря наверное у нас теперь три Стана5000 имеется - простаивать им не дадут.
k
k5544
10 июня 2010, 20:23
vhook Трубы для потоков мы не только покупаем в Германии но и делаем у себя в нижнем новгороде кстати такие трубы раньше не делали в России. www.newstube.ru/media/nadezhnyj-kanal-dlya-severnogo-potoka
v
vhook
10 июня 2010, 21:44
Трубы для потоков мы не только покупаем в Германии но и делаем у себя в нижнем новгороде про 25% я в курсе, но это и всего остального качается: корабли мы сами не строим, самолеты тоже, про автопром я уж молчу - просто избитая тема... Создается видимость кипучей деятельности и оприходуются денежки по кошелькам... Продвига нет никакого...
t
toptun80
11 июня 2010, 00:33
Фигасе новость)))) Корабли мы не строим, ага)))) 16 судостроительных заводов строят для ВМФ 38 кораблей - это только для военных. Возьмем например по гражданским судам Адмиралтейские верфи с 2003 года передало ОАО �Совкомфлот� танкеры: 1. �Троицкий мост� (Troitsky Bridge), 2. �Торговый мост� (Torgovy Bridge), 3. �Тучков мост� (Tuchkov Bridge), 4. �Башенный мост� (Tower Bridge), 5. �Театральный мост� (Teatralny Bridge), 6. �Таврический мост� (Tavrichesky Bridge), 7. �Тверской мост� (Tverskoy Bridge) (был передан заказчику 24 августа 2007 года), 8. �Транссибирский мост� (Transsib Bridge) (спущен на воду 30 ноября 2007 года, передан �Совкомфлоту� 29 апреля 2008 года). Головной танкер проекта 70046 �Михаил Ульянов� спущен на воду 31 октября 2008 года. Второй танкер этого проекта �Кирилл Лавров� был спущен на воду 18 декабря 2009 года. военные корабли на экспорт плавучие АЭС Балтийский завод - Начало 2000-х годов: Завод успешно реализовал ряд крупных международных гражданских контрактов: Два химических танкера для компании Transocean Shipmanagement (Германия); Шесть речных танкеров по заказу Rensen Shipbuilding B.V. (Нидерланды) и многое другое...
CT
Crazy TosseR
10 июня 2010, 22:31
Не плачьте. Мы у японцев покупаем рельсы, они у нас - медную катанку, например. У кого что есть. Хотя, конечно, надо свою металлургию поднимать и гнать не руду, а полуфабрикаты (ну там профиль и т.д.)
z
z99
10 июня 2010, 15:19
Интеграция русских ресурсов с дешевой китайской рабсилой.
s
stas9132
10 июня 2010, 17:15
Смотри, чтобы наоборот не вышло Научаться они наши "Кузкины матери" сбивать и узнаем, что такое Вестернбайтер.
z
z99
11 июня 2010, 11:28
Угрожаете?
p
pablos99
10 июня 2010, 15:23
"это квадратная миля грязи, окруженная березовыми и кедровыми лесами" Это в точку :))) Кстати, я слышал, что "Петропавловск" куплен уже одним богатым китайцем. Так что, Алексей Карсканов - статист.
p
pablos99
10 июня 2010, 15:24
Миллиардер Ли Ка-Шин вложился в проект Petropavlovsk на жестких условиях www.rosinvest.com/news/696515
Pv
Pet9 v kepke
10 июня 2010, 16:38
Медведев Красавчик! Жалко ему Путин мешает работать! Единственное что меня в последнее время радует, сокращение чиновничьего аппарата на 20%! Медведев-молодец,...НО! Так раскидываться ресурсами конечно не стоить, хотя если деньги пойдуть на модернизацию россии )то я только "ЗА"!
B
Brother
11 июня 2010, 07:17
С 90 года они планируют сократить гос аппарат но так ни одного чиновника и не сократили)
l
lubopitniy
10 июня 2010, 16:52
помогла Китаю обогнать Германию и стать в начале прошлого года крупнейшим торговым партнером России А я и не знал, что Германия была нашим крупнейшим торговым партнёром! Или просто в нашу республику немецкие товары запрещено было ввозить? У нас, покупателей, если не читать СМИ, складывается впечатление, что кроме Китая других стран не существует :-(
SS
Smally Salot
10 июня 2010, 17:16
не могу понять... почему мы им руду голую продаем?? че не полуфабрикаты типа лист, швеллер, сляб? быстрый и скорый навар расходуется так же быстро и скоро, а богатейший Дальний Восток пустой стоит... неправильно как-то..
Т
ТУТ
10 июня 2010, 19:31
Так сам себе ответил.
Д
Дина
11 июня 2010, 08:03
Cвоим - дороже Торговать. конечно. можно и нужно. Тем более что России природных ресурсов досталось много. Хорошо ли это, вопрос. Кроме перекачки за рубеж нефти, газа и электричества, похвастать нам нечем. Развития собственной промышленности нет, она развалена, особенно на Дальнем Востоке (автор почему-то постоянно путает ДВ с Сибирью). Единичные примеры - в нашем областном центре были огромные швейная, спичечная, хлопкопрядильная фабрики, помимо машиностроения. Теперь в здании швейки - торговый центр, многие предприятия просто разрушены. А продукцию выпускали, та же швейка, качественную, нужную. "Спасибо" руководству страны, депутам, Чубайсу и прочим, кто решает в государстве все важнейшие вопросы. Свое загубили - Китай развиваем. Так что причина "китайской экспансии" на Дальний Восток в дуристике наших мудрых властей. В нашей амурской области две мощные ГЭС, Зейская и Бурейская, но области они не принвадлежат - в свое время были переданы РАО ЕЭС Чубайсу. И порлучается, что амурчане платят за свет втридорога. Даже простое население платит от 1,58 руб. до 2,25 руб. за кВт: предприятия, предприниматели - более 4 рублей. При этом электроэнергия с наших ГЭС в Китай продается по 45 копеек. И что удивляться, что промышленность, сельское хозяйство, строительство там растет как на дрожжах, а у нас, кроме разве мясопереработки (опять же мясо заграничное, в том числе кенгурятина) промпроизводств практически не осталось. Наверняка та же ситуация будет и с продажей руды - китайцы на своем стоят железно, защищая интересы своего населения и производителей. Уперлись, когда им хотели поднять цену киловатта - и наши сдались, оставив 45 коп. А своих можно давить энерготарифами - они же все терпят.
SS
Smally Salot
10 июня 2010, 17:48
"...до Забайкальска возле озера Байкал. " я не знаю, может для США, откуда родом Дроня Крамер, 700 км - пустячок пустяшный, но мне кажется что слово "возле" тут и рядом не стояло...
w
westnik
10 июня 2010, 19:04
Депутат госдумы от Единой Росси выступил с заявлением. Приморские �партизаны�, подозреваемые в нескольких нападениях на сотрудников милиции,— банальная банда, которая скрывается от закона, заявил член комитета Госдумы по безопасности (фракция �Единая Россия�) генерал-лейтенант милиции Александр Гуров в интервью GZT.RU. По данным источников Гурова, за последние 1,5 месяца разыскиваемые совершили до 10 преступлений, в числе которых квартирные кражи и угоны автомобилей. �В этой банде три ранее судимых рецидивиста, один десантник, бывший в Чечне, еще один— беглый дезертир с оружием в руках,— рассказал депутат.— То есть компания хорошая! Они успели налепить множество краж и грабежей, они воровали имущество из квартир, угоняли машины и так далее. Всего с мая месяца по сегодняшний день было совершено до 10 преступлений�. А Вы доверяете депутату-единоросу А. Гурову? И как вы считаете, сколько минут провисит данный пост, если сейчас 19.05 по Москве?
Т
ТУТ
10 июня 2010, 19:37
Оказывается главарь банды "Роман Муромцев" совсем другой человек. А настоящий Роман Муромцев живет во Владике и боится выходить на улицу. Пристрелят. Так что можно смело не верить.
a
ali791
10 июня 2010, 19:43
эм Ну уже почти час висит
e
efim1
10 июня 2010, 20:02
У них два варианта либо замалчивать, либо врать. Боятся своего народа.
w
westnik
10 июня 2010, 20:13
Судя по Вашим ответам доверяющих депутату-единоросу А.Гурову нет?
A
Alanv
10 июня 2010, 23:55
Я не понимаю, почему я вообще какой-нибудь из сторон обязательно должен верить. Что, у меня/вас есть какие-нибудь очевидные доказательства? Вы сам член данной группы? Однако хочу отметить, что партизан в своём государстве, стреляющий в правоохранителей, во все времена всегда и везде назывался бандитом.
B
Bobrov
10 июня 2010, 21:30
Если б эти партизаны вороватых чиновников били это действительно вранье, а мента в затылок пристрелить каждый даун с пистолетом может.
Ф
ФСБ
10 июня 2010, 19:40
А вы курили план Путина? Путиноидов нужно поздравить с тем фактом что эреэфия уже не только сырьевой придаток стран НАТО, но и Китая.Эрэфия опять киданула Иран и лижет попу богоизбранным, котoрые ее эксплуатируют. Путин - главный менеджер богоизбранных по эксплуатации ресурсов и аборигенов эрефии.
e
efim1
10 июня 2010, 20:05
Все идет по плану(
B
Bazarov
10 июня 2010, 20:19
Яковлев тусил, тусил за бугром. Тусил, тусил... Бац перестройку устроил. Благо ГДР не Америка/Канада. Почти что не заграница.
B
Bobrov
10 июня 2010, 21:31
Что то не нравится - вали в свой телявив.
w
wildnsk
10 июня 2010, 19:51
А что все молчат? Не узнаю INOSMI... В Приморье две недели воюют, а демократическая иностранная пресса молчит. Или раз Приморье не проплачено Госдепом США, как это было в Чечне, значит нет команды?
e
efim1
10 июня 2010, 20:03
Ага там же русский Иван, а не Абдула.
A
Alanv
10 июня 2010, 23:56
Дак никому особо не интересна ловля бандюков в чужом государстве.
Р
РИК
10 июня 2010, 20:15
что же будут делать наши металлургические предприятия, когда руда пойдет в Китай?
Т
ТУТ
10 июня 2010, 21:02
Модернизироваться и оптимизироваться. Что в переводе означает - закрываться. Нахрена они нужны. Руду продали, навар быстро и сейчас.
v
vhook
10 июня 2010, 21:55
и еще чтоб гражданское общество мужало, росло, укреплялось (с) путен как гласит народная мудрость : кого ипёт чужое горе... Перед губерами щас поставлена задача, чтоб не было народных волнений, и чтоб бабло исправно в центр текло, а остальное - пох...
u
um
10 июня 2010, 22:05
если проводить сравнение с весьма скромными доходами от рыболовства, сельского хозяйства и оборонной отрасли, которые регион приносил прежде... то нынче РФ сырьевая колония. "Эффективные менеджеры" - эффективные компрадоры... и т.д. и т.п.
Эта статья опубликована более, чем 24 часа назад, а значит, она недоступна для комментирования. Новые материалы вы можете найти на главной странице.
Рекомендуем