В течение следующих двух недель судья в Москве, как ожидается, огласит приговор и объявит о новом сроке заключения для Михаила Ходорковского и Платона Лебедева. Принадлежавшая им нефтяная компания ЮКОС была крупнейшим частным предприятием в России до того, как она была разгромлена и конфискована режимом Путина. Если это произойдет, то представление о том, что Россия при г-не Путине и президенте Дмитрии Медведеве, возможно, продвигается по пути демократии, больше не будет заслуживать серьезного рассмотрения.
Это дело представляет собой пародию на судебный процесс и является возмутительным даже для страны, в памяти которой еще сохранились воспоминания о показательных процессах советской эпохи. Основатель ЮКОСа г-н Ходорковский в первый раз был арестован в 2003 году и осужден в 2005 по сомнительному обвинению в уклонении от уплаты налогов. Новое дело, которое было возбуждено в 2007 году, противоречит первому. Теперь руководители ЮКОСа обвиняются в том, что они каким-то образом похитили большую часть той нефти, за продажу которой и неуплату налогов они и были осуждены. Цель очевидна: не дать возможности г-ну Ходорковскому, поддерживавшему в свое время либеральные оппозиционные группы, выйти на свободу в конце этого года по окончании первого срока тюремного заключения.
В течение 20 месяцев обсуждения нового дела в суде сторона обвинения так серьезно и не попыталась объяснить это запутанное дело. Вместо этого были предприняты попытки запугать бывших руководящих сотрудников ЮКОСа и заставить их дать показания против г-на Ходорковского. Одному из заключенных по этому делу, страдающему от СПИДа, было предложено лечение в обмен на соответствующие показания в суде. Он отказался это сделать, а некоторые бывшие и нынешние высокопоставленные российские чиновники, включая бывшего премьер-министра, работавшего в этой должности при г-не Путине, заявили в суде о том, что предъявляемые обвинения безосновательны.
В своем заключительном слове, с которым г-н Ходорковский выступил месяц назад, он справедливо отметил более широкое значение этого дела. «Очевидный вывод мыслящего человека страшен своей простотой, - заявил он. – Силовая бюрократия может все. Права частной собственности нет. Прав у человека при столкновении с системой вообще нет». В телеграмме американского посольства, опубликованной недавно Wikileaks, приводится более выразительное заключение: «верховенство закона всего лишь губная помада на политической свинье». Российское руководство, говорится в опубликованном документе, «наносит поверхностный глянец принципа верховенства закона на циничную систему, при которой политические противники безнаказанно уничтожаются».
Администрация Обамы не сделала никаких заявлений относительно того, что это проявление беззакония может в какой-то мере повлиять на «перезагрузку» отношений с Москвой. Американские официальные лица полагают, что тихая дипломатия будет более эффективной, и они, по понятным причинам, хотят сохранить преимущества взаимодействия с этим режимом, включая более широкое сотрудничество с Россией по Ирану. Но как показывает опыт предыдущих американских президентов, можно бросать вызов кремлевским правителям и даже наказывать их за нарушение ими прав человека, продолжая при этом заниматься такими вопросами как, например, контроль над вооружениями.
Готовое средство для этого уже имеется: сенатор-демократ от Мэриленда Бенджамин Кардин (Benjamin L. Cardin), возглавляющий Хельсинкскую комиссию, предложил ввести визовые санкции в отношении 60 российских официальных лиц, причастных к делу о смерти в следственном изоляторе предварительного заключения адвоката Сергея Магницкого. Комитет Европарламента недавно одобрил такого рода меры. Администрация Обамы могла бы направить ясный сигнал представителям московской элиты, наложив санкции на всех чиновников, участвующих в преследованиях г-на Ходорковского, г-на Магницкого и других жертв беззакония. Россия, в которой «политические противники безнаказанно уничтожаются», не может быть надежным партнером Соединенных Штатов.