Российский президент Дмитрий Медведев высоко ценит честь выступить на открытии Всемирного экономического форума (ВЭФ) в Давосе. С его точки зрения это свидетельствует о признании верности его курса «модернизации» с деловой точки зрения. После прогремевшего в понедельник в московском аэропорту «Домодедово» взрыва, администрация президента заявила, что поездка Медведева в Давос откладывается. Форум открывается 26 января, и на момент публикации этой статьи точная дата прибытия Медведева оглашена еще не была.
Открывавший форум в прошлом году президент Франции Николя Саркози в своей речи обрушился на жадность и безответственность банкиров, однако Медведев вряд ли станет напирать на идею возвращению капитализму «морального измерения» - применительно к российскому государственно-кумовскому капитализму это выглядело бы странно. В 2010 году Медведев выступал на множестве экономических мероприятий, включая встречи «Большой восьмерки» и «Большой двадцатки», форум Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества и его собственный Ярославский форум, и на всех из них ему в целом было нечего сказать – кроме, разве что, неуверенных призывов отказаться от доллара как от универсальной валюты.
Однако в данном вопросе намного важнее позиция Китая, а президент Ху Цзиньтао во время своего визита в США на прошлой неделе лишь слегка намекал на возможное повышение курса юаня. Таким образом, Медведеву, вероятно, останется только уверять собравшихся, что восстановление экономического роста в России играет важную роль в восстановлении мировой экономики после не такого ужасного, как казалось, кризиса, и заманивать инвесторов.
Подобное «позитивное мышление» российские лидеры в последние несколько месяцев демонстрируют едва ли не в каждом выступлении, однако оно резко противоречит предостережениям экспертов ВЭФ, по мнению которых существующие институты неспособны справиться с назревающими кризисами глобальной системы.
Фактически, Россия – прекрасный образец потерпевшей крах модели роста, основанной на постоянно увеличивающейся ренте и соответствующем притоке капитала. Честная оценка ущерба, который нанес ей кризис, стала бы ценным вкладом в предстоящие в Давосе дебаты. Однако этого можно не ожидать, так как официальная Россия по-прежнему отрицает, что экономика страны находится в состоянии, которое гроссмейстер российской экономической науки Евгений Ясин определяет как стагнацию, вызванную бюрократическим давлением на деловую активность.
Вялые темпы роста, составляющие 3-4%, означают, что даже к концу года Россия не выйдет на докризисный уровень, а неоднократно обещанное Кремлем удвоение ВВП откладывается на неопределенный срок. Главное средство поддержания такого роста – значимого статистически, но не экономически – это расширение государственных инвестиций и бюджетных расходов, однако это усиливает инфляцию, которая, согласно прогнозам многих экспертов может достигнуть двузначного уровня.
Ключевой фактор, определяющий состояние российской экономики, - тенденция к повышению мировых цен на нефть. Незаслуженный приток средств может уменьшить бюджетный дефицит, однако он не способен увеличить деловую уверенность. Эта «хорошая новость» только увеличивает опасения по поводу отрицательного эффекта, который высокие нефтяные цены оказывают на глобальный экономический рост, и последствий неминуемого схлопывания очередного нефтяного «пузыря».
Накануне планируемого успокоительно-оптимистического выступления Медведева в Давосе было объявлено о сенсационной сделке в российском энергетическом секторе – об обмене акциями между BP и «Роснефтью», который должен породить альянс «Bolshoi Petroleum». Московские комментаторы указывают, что BP, обладающая долгой и неудачной историей присутствия на российском рынке, отчаянно нуждается в новых запасах нефти. Что касается «Роснефти», то партнерство с одной из ведущих западных компаний должно помочь ей очистить репутацию, которая была запятнана крайне сомнительным приобретением активов, конфискованных в ходе политически мотивированного банкротства «ЮКОСа». Премьер-министр Владимир Путин, организовавший в 2003-2005 годах эту «спецоперацию», лично курировал сделку с BP, переговоры о которой вел его доверенный помощник Игорь Сечин, отвечающий за энергетический сектор в качестве вице-премьера и возглавляющий совет директоров «Роснефти».
Медведеву приходится иметь дело с очередными последствиями этого старого злоупотребления. В Давосе он будет пытаться показать, что настроение инвесторов не изменилось после сурового приговора, которым завершилось грубо сфабрикованное судебное дело против Михаила Ходорковского и его партнера Платона Лебедева. В декабре бывший владелец «ЮКОСа» был приговорен оставаться в тюрьме до 2017 года.
Некоторые инвесторы, действительно, не отличаются хорошей памятью: на московской фондовой бирже на прошлой неделе был зарегистрирован приток спекулятивного капитала, связанный с резким ростом нефтяных фьючерсов. Однако это не показатель российской экономической мощи, а симптом неослабевающего «нефтяного проклятия». На некоторых инвесторов, рассматривающих всерьез заявления Медведева о «модернизации», судьба Ходорковского может не производить впечатления, однако они должны принимать во внимание гниль, распространяющуюся от нефтегазового сектора.
Вкладывать средства в закрытый оазис высоких технологий и участвовать в строительстве потемкинской деревни, прикрывающей гигантскую коррупционную аферу – это совсем разные вещи. Предполагается, что любимый проект Медведева «Сколково» - строящийся под Москвой центр бизнеса и высоких технологий - станет символом российской модернизации. Однако Медведев с тем же успехом мог бы предложить сделать загородные дворцы нуворишей, расположенные вдоль Рублевского шоссе, символом процветания России.
Российская политическая система остается резко антимодернизационной. Ее система стимулирования основана на извлечении чрезмерных прибылей благодаря контролю над неподдающимися учету денежными потоками при крайне низком риске. Медведевский дискурс «модернизации» якобы предлагает альтернативную модель, подразумевающую присоединение к глобальным цепям инноваций и производства. Однако в действительности он лишь служит прикрытием для порочной в самой своей основе путинской системы приватизации административной ренты.
Медведев впервые представил свою политику благоприятствования инвесторам в феврале 2007 года в Давосе. Возможно, форум этого года станет символом конца его неудачного правления. Его неудача была предопределена не условиями его сделки с Путиным о разделе власти, и не такими недостатками его характера, как нехватка волевых качеств. Главной ее причиной стала незаинтересованность как бюрократии, так и общества в переменах. У хищнической патерналистской системы еще есть резервы, позволяющие ей продолжать свой жизненный цикл, однако, когда они иссякнут, призывать к переменам уже будет слишком поздно.
Д-р Павел Баев - старший научный сотрудник Международного института исследований проблем мира (International Peace Research Institute) в Осло.