Когда вы будете читать эту статью, вам, наверное, уже будет известна судьба Михаила Ходорковского и Платона Лебедева. В конце концов, Москва всего в восьми часах лета от Нью-Йорка. И давайте признаемся честно: Московскому городскому суду не понадобится много времени на принятие решения о том, что эти люди заслуживают очередного семилетнего тюремного срока – в дополнение к восьми годам, которые они уже отбыли в местах лишения свободы. Обвинения в этом деле до смешного надуманные. Вполне возможно, что комиссия из трех судей заранее знала, какой приговор вынести. Так в России работает правосудие, когда кто-то переходит дорогу власть предержащим плутократам. Этих людей отправляют в Сибирь по надуманным обвинениям.
Когда китайские правители хотят избавиться от какого-нибудь доставляющего им неприятности диссидента, они просто бросают его за решетку. Особого притворства они не демонстрируют. Но Россия хочет, чтобы мир верил в то, что она соблюдает нормы права. «У нее есть конституция, суды, судьи и установленные процедуры», сказал один из адвокатов Ходорковского Павел Ивлев.
Но, отмечает Ивлев, «существует также такая реальность, что все в стране контролирует Путин и его друзья». Поэтому, когда кто-то начинает причинять неприятности российскому премьеру Владимиру Путину и его коррумпированным закадычным дружкам, все меняется. Начинается «расследование», которое приводит к предъявлению серии обвинений. А это, в свою очередь, ведет к длительному судебному процессу. Создается иллюзия правосудия. Но конец всегда неизменен: обвиняемый оказывается в тюрьме из-за преступлений, которые он никогда не совершал.
Лучше всего это правило иллюстрирует история Ходорковского, который менее чем за десять лет превратился из самого богатого в России человека – олигарха среди олигархов – в самого известного в стране политзаключенного. Основавший самую эффективную в России нефтяную компанию «ЮКОС» Ходорковский быстро и не всегда по правилам создавал свою империю в начале 90-х годов, что не вызывает сомнений.
У плутократов никаких возражений в связи с этим не возникало. Однако Ходорковский совершил два поступка, которые сделали его человеком невыносимым. Он начал превращать свой «ЮКОС» в легитимную компанию, работающую по правилам западного капитализма. Что еще хуже, он начал бросать вызов Путину – и вкладывать деньги в оппозиционные партии.
«ЮКОС» у Ходорковского и других акционеров отняли в результате фиктивной сделки, а затем активы компании были переданы Роснефти. Это более податливая нефтяная компания, которой руководят бизнесмены, связанные с путинскими дружками. Ходорковского и его многолетнего партнера Лебедева арестовали, им предъявили надуманные обвинения в налоговом мошенничестве и приговорили к восьми годам лишения свободы. Отсчет срока начался в 2003 году.
Несмотря на это в тюрьме Ходорковский стал еще опаснее для Путина, чем когда он руководил «ЮКОСом». Его тюремный срок стал олицетворением того смрада и зловония, которое издает коррумпированный правящий класс России, символом безнаказанности, с которой его представители набивают собственные карманы, а также их полного неуважения к закону. Российское общество, вначале смотревшее на Ходорковского как на богатого вора, получившего по заслугам, изменило свое мнение и стало видеть в нем великомученика.
Вполне естественно, когда тюремный срок Ходорковского и Лебедева подходил к концу, против них возбудили новое дело, и началось новое следствие и суд. Предъявленное им обвинение совершенно очевидно абсурдно. Было заявлено, что в период с 1998 по 2003 год они украли всю нефть «ЮКОСа» до последней капли. Но это не имеет никакого значения. Во время процесса Путин заявил, что Ходорковского надо отправить обратно в тюрьму. В конце декабря прошлого года эти люди снова были признаны виновными. Но произошло это лишь после того, как Ходорковский сделал красноречивое заявление, укрепившее его в качестве современного наследника великих российских диссидентов прошлого.
«Мне, как и любому, тяжело жить в тюрьме и не хочется здесь умереть, - сказал он. - Но если потребуется, у меня не будет колебаний. Моя вера, она стоит моей жизни». Когда он закончил свое выступление, зал взорвался криками «Свободу», а судья объявил заседание закрытым.
Московский городской суд, где во вторник будут проходить слушания, это российский эквивалент апелляционного суда. Эти слушания реальны в той же мере, как и все остальное в данном деле. Вскоре после того, как судья зачитал свой вердикт, одна из его помощниц публично заявила, что на него постоянно оказывало давление вышестоящее начальство, чтобы он признал этих людей виновными. А кто же они – эти вышестоящие начальники? Судьи Московского городского суда – те самые, которые сегодня проводят заседание по этому делу.
Вот так.
Скоро Ходорковский и Лебедев благополучно вернутся в Сибирь. И тогда плутократы смогут обратить свои взоры на нового смертельного врага – Алексея Навального. Этот отрытый и прямой адвокат последние несколько лет активно разоблачает коррупцию в крупных государственных компаниях России. Он даже размещает в своем блоге липовые контракты. В некоторых случаях в результате его действий сделки были аннулированы.
Недавно прокуратура начала расследование по делу Навального, обвинив его в том, что он склонил государственную компанию к заключению невыгодного контракта, будучи советником регионального губернатора. Конечно, все это смехотворно, но в современной России это неважно.
Он следующий.