Москва – Россия нацелит свои ракеты на американские объекты ПРО в Европе, развернет передовые радары для слежения за всеми пусками с территории НАТО, и может даже выйти из нового договора СНВ о сокращении вооружений, который вступил в силу в этом году, если Вашингтон не пойдет на существенные шаги, чтобы снять российскую обеспокоенность по поводу планов развертывания важных элементов системы противоракетной обороны в ряде европейских государств, предупредил на этой неделе президент Дмитрий Медведев.
В своем самом жестком за все время на посту президента заявлении по внешней политике, которое российские официальные лица назвали в пятницу «призывом к диалогу», Медведев сказал, что приказал своим военным немедленно принять меры для восстановления стратегического баланса (как это понимает Москва), чтобы создать противовес планам США по развертыванию в ближайшие годы современных радиолокационных станций и ракет-перехватчиков в таких странах, как Польша, Румыния и Турция.
Еще по теме: Россия срывает американские усилия по ПРО в Европе
Как считают аналитики, жесткая российская линия может подорвать политику «перезагрузки» Обамы, предусматривающую уступки в целях налаживания практического сотрудничества с Москвой. Происходит это в момент, когда данная политика подвергается все более мощным нападкам со стороны республиканцев, утверждающих, что Обама уже слишком многое уступил Кремлю, не получив почти ничего взамен.
По словам Медведева, если Обама не подпишет четко сформулированное и юридически обязывающее заявление, в котором будет отмечено, что натовская противоракетная система никогда не будет использоваться против России, у него не останется выбора, и ему придется реализовать российские контрмеры, среди которых размещение ракетных комплексов «Искандер» в калининградском анклаве, откуда эти ракеты смогут оперативно наносить удары по объектам НАТО по всей Европе.
«Если партнеры честно и ответственно подойдут к задаче учета наших законных интересов, интересов в сфере безопасности, то тогда, я уверен, мы сможем договориться, - сказал Медведев. - Если же нам будут предлагать «сотрудничать» или, скажем откровенно, работать против наших же собственных интересов, наш общий знаменатель мы не сможем достичь, он у нас не получится. И нам придется давать иные ответы».
«При неблагоприятном развитии ситуации Россия оставляет за собой право отказаться от дальнейших шагов в области разоружения и, соответственно, контроля над вооружениями», включая выход из договора об СНВ, добавил президент.
Аналитики с обеих сторон давно уже считают тупиковую ситуацию в вопросе американских планов ПРО решающим моментом в попытках преодолеть наследие холодной войны и наладить настоящее стратегическое партнерство между США и Россией. Москва опасается, что разработка этой системы может ослабить российские силы ядерного сдерживания, основу которых составляют стареющие межконтинентальные баллистические ракеты наземного базирования, оставшиеся с советской эпохи.
Еще по теме: Как Россия оценивает перезагрузку
Однако аналитиков озадачило то, почему Медведев решил поднять данный вопрос именно сейчас.
Подарок Медведева «великой старой партии»?
Кое-кто предполагает, что все это предназначено исключительно для внутреннего потребления. На следующей неделе в стране пройдут выборы в Государственную Думу, а возглавляемая Медведевым правящая партия «Единая Россия» в последнее время резко теряет поддержку избирателей.
Другие же предупреждают, что это способно стать политическим подарком Медведева республиканским оппонентам Обамы, которые могут воспользоваться им и полностью «похоронить» перезагрузку.
«Это крайне резкое по своей тональности заявление Медведева, в котором отсутствуют нюансы, и которое звучит так, будто оно написано, чтобы привлечь к себе внимание сторонников жесткой линии на Западе и вызвать самую жесткую из всех возможных реакций, - заявил руководитель Центра международной безопасности при престижном московском Институте мировой экономики и международных отношений Алексей Арбатов. – А что касается угрозы выйти из СНВ, то это подобно нашему заявлению о том, что мы готовы причинить вред самим себе».
Подробности: Россия повышает тон в ответ на план США по ПРО в Европе
В прошлом году Медведев предложил план создания совместной «секторальной» системы противоракетной обороны для Европы, в которой Россия прикрывала бы свою территорию, а натовские противоракетные меры прекращали бы свое действие на российской границе.
Поскольку любая ракета, выпущенная с территории Ирана или Северной Кореи, неизбежно будет пролетать через воздушное пространство России, лидеры НАТО отвергли идею Медведева, заявив, что она создает слишком много ограничений, а защита Европы окажется в зависимости от боевых возможностей и политической воли России.
В прозвучавшем в четверг заявлении генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен выразил разочарование медведевским предположением о том, что развертывание российских ракет возле границ стран Североатлантического альянса станет адекватным ответом на усилия Запада по созданию противоракетного щита. Он добавил, что НАТО готова продолжать диалог с Москвой, дабы показать, что для продвижения вперед нужно «сотрудничество, а не конфронтация».
Кнопка «перезагрузки» Обамы
Наряду с договором СНВ, в рамках которого будет произведено сокращение ядерных арсеналов с обеих сторон, перезагрузка Обамы способствовала укреплению сотрудничества с Россией в оказании давления на Иран с целью заставить его отказаться от программы создания ядерного оружия.
Еще по теме: Трещины в перезагрузке?
Результатом перезагрузки стало также согласие России на создание «северного коридора» через территорию бывшего Советского Союза, по которому сегодня осуществляется более половины всех операций по снабжению войск НАТО, ведущих нелегкую войну в Афганистане.
«Россия не собирается выходить из договора СНВ, это было бы настоящей глупостью, - говорит главный редактор ведущего московского внешнеполитического журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов. – Медведев просто хотел четко показать, что наши переговоры с НАТО по ПРО провалились. Об этом важно заявить, ибо на Западе существует впечатление, будто все нормально, потому что мы провели переговоры на эту тему. Но не все нормально. Россия недовольна, и этот нерешенный вопрос, являющийся ключевым в российско-американских отношениях, она будет поднимать и впредь».