Москва – 4 апреля, министр иностранных дел Сергей Лавров подверг критике действия американского посла в России Майкла Макфола, заявив, что его высказывания в интервью российскому информационному агентству по поводу политики противоракетной обороны США были «высокомерными», хотя, как послу в иностранном государстве, г-ну Макфолу стоило учитывать интересы этого государства.
Если бы это был единичный случай, то на такие резкие высказывания г-на Лаврова в адрес недавно назначенного посла – хотя они весьма необычны – не стоило бы обращать столько внимания, поскольку они являются свидетельством нарастающего напряжения между США и Россией в вопросе противоракетной обороны.
Однако с момента вступления в новую должность в январе Макфол оказался в центре бурлящего конфликта: российская пресса обвиняет его в заговоре с лидерами оппозиции, за его передвижениями следят репортеры основных государственных телеканалов, которые, очевидно, хотят убедить своих зрителей в том, что американский посол является главным спонсором и организатором протестного движения в поддержку демократии, возникшего вслед за предположительными фальсификациями на выборах в Думу в декабре 2011 года.
На прошлой неделе Макфол написал на своей страничке в Твиттере, что к его телефонным разговорам и электронной почте имеют доступ репортеры телеканала НТВ, который принадлежит государственной компании «Газпром-Медиа». Макфол обвинил телеканал в том, что его руководству известно о каждом шаге посла и что, куда бы он не отправился, его везде преследуют не только журналисты, но и «люди в форме».
Читайте также: Посол США в России жалуется на травлю
Госдепартамент поддержал Макфола. «С момента прибытия Макфола в Москву произошел ряд инцидентов, которые заставляют нас беспокоиться за его личную безопасность,- заявил 30 марта представитель Госдепартамента Марк Тонер (Mark Toner).- В соответствии с дипломатическим протоколом мы поставили этот вопрос перед правительством России».
Макфол может показаться странной мишенью для того, что, очевидно, является нарастающим гневом Кремля. Будучи в течение последних трех лет главным советником Белого дома по вопросам России, Макфол стал главным разработчиком политики перезагрузки, которая вернула отношения между Москвой и Вашингтоном в нормальное деловое русло после нескольких лет серьезного охлаждения при президенте Джордже Буше.
Макфол давно не понаслышке знаком с Россией, где он жил и работал много лет и где, как утверждают, у него есть множество друзей в различных слоях общества. Посол совершенно не скрывал свою деятельность в России, публикуя информацию о своей работе здесь в Twitter, Facebook и в своем собственном блоге на русском языке.
Однако, точно так же как и прежние послы и американские официальные лица, приезжавшие с визитами в Россию, он провел встречи с российской оппозицией и активистами гражданского общества в первую же неделю работы на новом посту. Это вызвало неожиданный всплеск критики.
«Представители США действуют с невероятным цинизмом,- заявил в Думе Андрей Исаев, депутат от партии «Единая Россия».- Это касается как встреч в посольстве, так и того факта, что Макфола, специализирующегося на «оранжевых революциях», назначили послом США в России». Исаев имел в виду научный труд Макфола, в котором последний рассматривал продемократические движения в Южной Африке и бывших республиках Советского Союза.
Также по теме: Майкл Макфол - посол из "ближнего круга" Обамы
«За свою долгую карьеру Макфол успел написать и сказать много такого о делах, тесно связанных с Россией, что подтверждает, что он желает лучшего для этой страны и ее народа. Он хочет, чтобы Россия превратилась в современную демократию и процветала,- утверждает Маша Липман, редактор журнала Pro et Contra, выпускаемого московским Центром Карнеги.- Конечно, можно выборочно цитировать отрывки его трудов, касающихся продемократических движений. Однако в последнее время он был вдохновителем укрепления отношений. Своей целью он видит вовсе не реализацию идей, описанных в его научных трудах, а осуществление политики Обамы».
Макфол прибыл в Россию непосредственно в начале президентской предвыборной кампании, в результате которой Владимир Путин надеялся занять пост президента на третий срок. В ходе этой кампании г-н Путин часто прибегал к критике Америки – к теме, которая всегда находит отклик у многочисленного консервативного населения страны.
«В ходе предвыборной кампании Путин часто прибегал к антиамериканским высказываниям, и Макфол прибыл в Россию как раз в самый разгар событий,- говорит г-жа Липман.- Однако со стороны российского правительства звучало множество намеков на то, что они обращаются лишь к внутренней аудитории и что после переизбрания Путина подобные разговоры прекратятся, и мы вернемся к нормальным отношениям. Однако выборы прошли, а эти разговоры по каким-то причинам так и не прекратились. Тот факт, что Лавров выделил Макфола в своем снисходительном и критическом высказывании, даже после того как Госдепартамент пожаловался на его преследования, вызывает серьезное беспокойство».
Вчера в своем интервью кремлевскому информационному агентству «РИА-Новости», которое стало попыткой наладить отношения, Макфол вновь повторил, что политика Вашингтона заключается в том, чтобы не позволять никакому другому государству диктовать США условия, касающиеся обороны. «Мы не примем никаких ограничений в этой области, поскольку безопасность наших граждан, наших союзников является нашим первоочередным приоритетом»,- сказал он.
Читайте также: Майкл Макфол - эксклюзивное интерьвью "Голосу Америки"
Макфол добавил, что в случае переизбрания президента Барака Обамы на второй срок США постараются наладить отношения с Россией, включая попытку найти способы сгладить разногласия в вопросе противоракетной обороны. «Президент считает это вопросом, в котором мы сможем перейти от конфронтации к сотрудничеству, поскольку мы не заинтересованы в выстраивании системы противоракетной обороны против российского ядерного арсенала»,- добавил он.
Тем не менее, Лавров в своем выступлении перед студентами университета в Баку, Азербайджан, заострил внимание на словосочетании «никаких ограничений», чтобы подвергнуть критике лично Макфола. «Вчера наш коллега - посол США - очень высокомерно заявил, что изменений по ПРО не будет, хотя, казалось бы, посол - друг государства - должен понимать, что нужно учитывать интересы соответствующего государства»,- завил Лавров.
По словам экспертов, они не могут понять, почему Макфола так критикуют, тем более если учесть, что российский истеблишмент, очевидно, в ужасе от перспективы победы на президентских выборах в США в ноябре кандидата от Республиканской партии Митта Ромни, который на прошлой неделе назвал Россию «нашим геополитическим врагом номер один».
«Возможно, здесь имеет место инерция, оставшаяся после президентской предвыборной кампании, которая во многом способствовала поляризации российско-американских отношений в общественном сознании»,- утверждает Дмитрий Суслов, эксперт независимого Совета по внешней и оборонной политике в Москве.
«Истинной мишенью всего этого являются лидеры российской оппозиции и активисты правозащитных движений, а Макфол просто попал под перекрестный огонь. Однако это весьма прискорбно, поскольку Макфол не только официальный представитель США, он тесно связан с Обамой и политикой перезагрузки. Поэтому любой выпал против него автоматически означает выпад против Обамы»,- добавил Суслов.