В киевском аэропорту «Борисполь» 28-летний россиянин Игорь, возвращающийся из «отличной», по его словам, поездки в украинскую столицу, ворчит по поводу предстоящего ему ночного полета домой.
«Не понимаю, почему я должен лететь в Москву через Минск [в соседней Белоруссии]» — жалуется он.
Стоящий рядом с ним Тимур, который часто ездит по делам из России на Украину, также недоволен. «Раньше мы платили около 50 долларов за билет в один конец до Санкт-Петербурга. Теперь я плачу 200 долларов [за полет через Белоруссию]», — говорит он.
Рейсы между Украиной и западными городами России были дешевыми, короткими, и их было много. За год между двумя странами летали сотни тысяч пассажиров.
Сейчас они стали очередной жертвой нарастающей торговой войны, начавшейся до того, как в результате уличных протестов в прошлом году был свергнут украинский президент Виктор Янукович, когда Москва пыталась убедить его не подписывать соглашение об интеграции с ЕС.
В конце прошлого месяца Киев запретил большую часть российских рейсов на Украину на том основании, что российские авиаперевозчики нарушают его воздушное пространство, летая в аннексированный Россией Крым. Это решение стало частью обширных санкций, введенных Киевом в качестве наказания России за ту войну, которая до сих пор тихо тлеет в отколовшихся от Украины восточных регионах.
Москва нанесла ответный удар, запретив украинским авиалиниям летать в Россию. Все это наглядно демонстрирует, насколько сильно подорваны давние политические, социальные и экономические связи между этими славянскими «братскими» странами.
За первые девять месяцев текущего года объем торговли с Россией уменьшился наполовину по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. А ситуация может еще больше ухудшиться.
Москва пригрозила увеличить пошлины и отменить все торговые преференции, если в соответствии с планом в силу вступит соглашение о свободной торговле между ЕС и Украиной, которое было подписано новым правительством Киева после ухода Януковича.
Российский министр экономики Алексей Улюкаев на прошлой неделе заявил, что соглашение между ЕС и Украиной «абсолютно неприемлемо» для России. Он добавил, что с 1 января Москва запретит ввоз украинских продуктов питания. Это заявление прозвучало, несмотря на длящиеся год трехсторонние переговоры, имеющие целью снять озабоченности Москвы по поводу сделки Украины с ЕС.
Канцлер Германии Ангела Меркель призывает Брюссель сделать все возможное, дабы успокоить недовольную этим соглашением Москву и сделать так, чтобы российский президент Владимир Путин не мог воспользоваться им как оправданием для усиления давления на Украину. Но чиновники из ЕС считают, что о каких бы деталях они ни договорились, ответ России в конечном итоге все равно будет политическим.
Родившийся в Литве украинский министр экономики Айварас Абромавичюс называет Россию «непредсказуемым торговым партнером», который вводит политически мотивированные эмбарго на все, начиная с польских яблок и кончая прибалтийской молочной продукцией и грузинским вином.
Но если Россия исполнит свою угрозу в отношении Украины, последствия будут смягчены теми масштабными сдвигами, которые уже произошли в ее торговле. Абромавичюс отмечает, что в 2012 году на долю России приходилась четверть украинского экспорта и треть импорта, однако с тех пор доля ее торговли на Украине сократилась более чем наполовину.
Хотя из-за рецессии украинский экспорт в этом году резко снизился, та его доля, которая идет в ЕС, за первые семь месяцев этого года подскочила менее чем с 25 почти до 35%. За тот же период времени объем торговли с Китаем увеличился с пяти до восьми процентов.
Импорт российского природного газа, являвшегося главной составляющей в торговле между двумя странами, упал до минимума. И дело не только в резком экономическом спаде на Украине и в спорах по поводу неоплаченных счетов. Причина в том, что Киев ответил на увеличение цен повышением энергоэффективности и диверсификацией газовых поставок.
«Способность России наносить Украине экономический ущерб снижается, — заявил Абромавичюс. — Мы прошли самый болезненный этап российских экономических атак. Это было невероятно трудно, но мы выжили, и теперь главное внимание уделяем поиску новых возможностей на новых рынках».
Торговые ограничения России больнее всего ударили по украинским машиностроительным предприятиям, находящимся главным образом в русскоязычных восточных регионах, в том числе, в истерзанном войной Донбассе.
Но другие отрасли, прежде всего, сырьевые и пищевые компании, например, птицеводческие, находят новые рынки. Сельскохозяйственные товары обогнали сталь и стали главной статьей украинского экспорта и валютной выручки.
«Нам все время твердили, что мы не обойдемся без России и без таможенного союза», сформированного Москвой с Белоруссией и Казахстаном, сказал украинский министр сельского хозяйства Алексей Павленко. «Но… сейчас на долю России приходится 2% нашего сельскохозяйственного экспорта. Мы компенсировали потери за счет других рынков».
Успехи сельскохозяйственного производства позволили увеличить украинский экспорт в Китай и другие азиатские страны более чем на 35%.
Украина, по словам Абромавичюса, «из проблемы превратилась в благоприятную возможность».
Хотя в этом году украинскую экономику ожидает девятипроцентное сокращение, есть признаки того, что спад замедляется и выравнивается. В этом месяце появились подтверждения того, что выпуск продукции в третьем квартале увеличился на 0,7% по сравнению с предыдущим.
Но вводимые с января новые торговые ограничения со стороны России все равно могут нанести удар, поставив под угрозу надежды правительства в Киеве добиться в будущем году двухпроцентного роста, что еще больше ослабит его популярность. Пострадают простые граждане, бизнес и пассажиры.
Стоя у стойки регистрации в киевском аэропорту, Тимур говорит, что он один из тех «простых людей», которые пытаются налаживать бизнес между двумя странами. «Раньше мы были друзьями, а теперь стали врагами, — заявляет он. — Как обычно, виноваты политики. Может, они придут в чувство».