Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Украина приспосабливается, пытаясь смягчить экономический удар России

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Авиарейсы между Украиной и западными городами России были дешевыми, короткими, и их было много. За год между двумя странами летали сотни тысяч пассажиров. Сейчас они стали очередной жертвой нарастающей торговой войны, начавшейся еще до свержения президента Виктора Януковича, когда Москва пыталась убедить его не подписывать соглашение об интеграции с Евросоюзом.

В киевском аэропорту «Борисполь» 28-летний россиянин Игорь, возвращающийся из «отличной», по его словам, поездки в украинскую столицу, ворчит по поводу предстоящего ему ночного полета домой.

«Не понимаю, почему я должен лететь в Москву через Минск [в соседней Белоруссии]» — жалуется он.

Стоящий рядом с ним Тимур, который часто ездит по делам из России на Украину, также недоволен. «Раньше мы платили около 50 долларов за билет в один конец до Санкт-Петербурга. Теперь я плачу 200 долларов [за полет через Белоруссию]», — говорит он.

Рейсы между Украиной и западными городами России были дешевыми, короткими, и их было много. За год между двумя странами летали сотни тысяч пассажиров.

Сейчас они стали очередной жертвой нарастающей торговой войны, начавшейся до того, как в результате уличных протестов в прошлом году был свергнут украинский президент Виктор Янукович, когда Москва пыталась убедить его не подписывать соглашение об интеграции с ЕС.

В конце прошлого месяца Киев запретил большую часть российских рейсов на Украину на том основании, что российские авиаперевозчики нарушают его воздушное пространство, летая в аннексированный Россией Крым. Это решение стало частью обширных санкций, введенных Киевом в качестве наказания России за ту войну, которая до сих пор тихо тлеет в отколовшихся от Украины восточных регионах.

Москва нанесла ответный удар, запретив украинским авиалиниям летать в Россию. Все это наглядно демонстрирует, насколько сильно подорваны давние политические, социальные и экономические связи между этими славянскими «братскими» странами.

За первые девять месяцев текущего года объем торговли с Россией уменьшился наполовину по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. А ситуация может еще больше ухудшиться.

Москва пригрозила увеличить пошлины и отменить все торговые преференции, если в соответствии с планом в силу вступит соглашение о свободной торговле между ЕС и Украиной, которое было подписано новым правительством Киева после ухода Януковича.

Российский министр экономики Алексей Улюкаев на прошлой неделе заявил, что соглашение между ЕС и Украиной «абсолютно неприемлемо» для России. Он добавил, что с 1 января Москва запретит ввоз украинских продуктов питания. Это заявление прозвучало, несмотря на длящиеся год трехсторонние переговоры, имеющие целью снять озабоченности Москвы по поводу сделки Украины с ЕС.

Канцлер Германии Ангела Меркель призывает Брюссель сделать все возможное, дабы успокоить недовольную этим соглашением Москву и сделать так, чтобы российский президент Владимир Путин не мог воспользоваться им как оправданием для усиления давления на Украину. Но чиновники из ЕС считают, что о каких бы деталях они ни договорились, ответ России в конечном итоге все равно будет политическим.

Родившийся в Литве украинский министр экономики Айварас Абромавичюс называет Россию «непредсказуемым торговым партнером», который вводит политически мотивированные эмбарго на все, начиная с польских яблок и кончая прибалтийской молочной продукцией и грузинским вином.

Но если Россия исполнит свою угрозу в отношении Украины, последствия будут смягчены теми масштабными сдвигами, которые уже произошли в ее торговле. Абромавичюс отмечает, что в 2012 году на долю России приходилась четверть украинского экспорта и треть импорта, однако с тех пор доля ее торговли на Украине сократилась более чем наполовину.

Хотя из-за рецессии украинский экспорт в этом году резко снизился, та его доля, которая идет в ЕС, за первые семь месяцев этого года подскочила менее чем с 25 почти до 35%. За тот же период времени объем торговли с Китаем увеличился с пяти до восьми процентов.

Импорт российского природного газа, являвшегося главной составляющей в торговле между двумя странами, упал до минимума. И дело не только в резком экономическом спаде на Украине и в спорах по поводу неоплаченных счетов. Причина в том, что Киев ответил на увеличение цен повышением энергоэффективности и диверсификацией газовых поставок.

«Способность России наносить Украине экономический ущерб снижается, — заявил Абромавичюс. — Мы прошли самый болезненный этап российских экономических атак. Это было невероятно трудно, но мы выжили, и теперь главное внимание уделяем поиску новых возможностей на новых рынках».

Торговые ограничения России больнее всего ударили по украинским машиностроительным предприятиям, находящимся главным образом в русскоязычных восточных регионах, в том числе, в истерзанном войной Донбассе.

Но другие отрасли, прежде всего, сырьевые и пищевые компании, например, птицеводческие, находят новые рынки. Сельскохозяйственные товары обогнали  сталь и стали главной статьей украинского экспорта и валютной выручки.

«Нам все время твердили, что мы не обойдемся без России и без таможенного союза», сформированного Москвой с Белоруссией и Казахстаном, сказал украинский министр сельского хозяйства Алексей Павленко. «Но… сейчас на долю России приходится 2% нашего сельскохозяйственного экспорта. Мы компенсировали потери за счет других рынков».

Успехи сельскохозяйственного производства позволили увеличить украинский экспорт в Китай и другие азиатские страны более чем на 35%.

Украина, по словам Абромавичюса, «из проблемы превратилась в благоприятную возможность».

Хотя в этом году украинскую экономику ожидает девятипроцентное сокращение, есть признаки того, что спад замедляется и выравнивается. В этом месяце появились подтверждения того, что выпуск продукции в третьем квартале увеличился на 0,7% по сравнению с предыдущим.

Но вводимые с января новые торговые ограничения со стороны России все равно могут нанести удар, поставив под угрозу надежды правительства в Киеве добиться в будущем году двухпроцентного роста, что еще больше ослабит его популярность. Пострадают простые граждане, бизнес и пассажиры.

Стоя у стойки регистрации в киевском аэропорту, Тимур говорит, что он один из тех «простых людей», которые пытаются налаживать бизнес между двумя странами. «Раньше мы были друзьями, а теперь стали врагами, — заявляет он. — Как обычно, виноваты политики. Может, они придут в чувство».