Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Возможно ли достичь линии горизонта?

© РИА Новости Алексей Мальгавко / Перейти в фотобанкУчастники шествия в Омске, посвященного 99-й годовщине Великой Октябрьской революции
Участники шествия в Омске, посвященного 99-й годовщине Великой Октябрьской революции
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Я с большим вниманием прочел речь, подготовленную Жерониму де Соуза в связи с празднованиями столетия Октябрьской революции 1917 года в России, и обнаружил в ней все ту же неизменную тактику использования полуправды с целью убедить нас повторить политический, социальный и экономический эксперимент, не удавшийся во многих странах, где его предпринимали.

Столетие Октябрьской революции должно послужить нам поводом для размышлений, дабы избежать крайней степени отчаяния, когда может появиться соблазн повторить кровавые тоталитарные эксперименты, подобные коммунизму и фашизму.


Можно долго бранить капитализм и «буржуазную демократию», и на то есть все основания, но жизнь показала нам, что попытки представить марксизм-ленинизм в качестве альтернативы, а коммунизм — маячащим на горизонте идеалом могут обойтись еще дороже.


Я с большим вниманием прочел речь, подготовленную Жерониму де Соуза (Jerónimo de Sousa) в связи с празднованиями столетия Октябрьской революции 1917 года в России, и обнаружил в ней все ту же неизменную тактику использования полуправды с целью убедить нас повторить политический, социальный и экономический эксперимент, не удавшийся во многих странах, где его предпринимали.


В одном месте генеральный секретарь Португальской коммунистической партии (PCP) пишет: «Вокруг Октябрьской революции развелось множество всякого рода мистификаций, ее обвиняют в искажениях, ошибках и отклонениях, которые в определенных исторических условиях породили „модель", оказавшуюся какое-то время устойчивой и, как мы уже говорили, вступившую в противоречие с коммунистическим проектом в том, что касается его главных идеалов и целей».


Лидер коммунистов предпочитает критиковать «мистификаторов», но не уточняет, когда именно начались эти противоречащие коммунистическому проекту искажения, ошибки и отклонения, между тем данный вопрос имеет решающее значение. Может, первая аберрация случилась, когда лидер коммунистов Владимир Ленин, ставший во главе выше упомянутой революции, в 1918 году отдал приказ о роспуске Учредительного собрания, единственного органа, избранного народами России демократическим путем и одного из реальных символов многопартийности, ставшей завоеванием Февральской революции 1917 года? А может, они начались со Сталиным? Или Хрущевым? А может, при Горбачеве?


После указания на конкретное время, когда начались искажения, ошибки и отклонения, неплохо было бы узнать, в какой период или периоды советской истории они завершились. В эпоху Брежнева, Черненко и Андропова, которая официально считалась эпохой «развитого социализма», открывавшего прямую дорогу к «коммунизму»?


Жерониму де Соуза утверждает, что Октябрьская революция «позволила широким массам самим решать свою судьбу», но где? Если в СССР, то пусть тогда объяснит, как долго и каким образом.


Во всем тексте речи я нашел лишь одну фразу, отсылающую к этой теме: «трагические события в Восточной Европе и СССР в начале девяностых годов».


Здесь явно ошибка в датах, поскольку для PCP «трагические события» начались в середине 1980-х годов, когда Михаил Горбачев был избран генеральным секретарем Коммунистической партии Советского Союза, и народы Восточной Европы и СССР восстановили право решать свою судьбу, вернув себе то, что якобы так горячо защищают португальские коммунисты, но в чем под их собственные аплодисменты отказывали своим гражданам их советские товарищи: многопартийность, свобода слова и т.д.


Лидер коммунистов говорит: «Данный образец организованной коммунистами борьбы демонстрирует всему миру широкий спектр решений, этапов и фаз революционной борьбы», но хорошо было бы привести конкретные примеры, чтобы мы могли понять: на какой планете? Может, в какой-то из стран бывшего советского блока? В Китае? В Северной Корее? На Кубе? Во Вьетнаме?


Кроме того, перечисляя преступления капитализма, а также упоминая войны и миллионы жертв, ставшие его прямым следствием, лидер PCP решает не прибегать к тому же критерию при анализе опыта коммунистов, которые, по-видимому, не совершали и не совершают чудовищных преступлений, ограничиваясь «лишь» «ошибками» и «отклонениями».


Поскольку ни один из коммунистических экспериментов не удался, Жерониму де Соуза утверждает: «Ввиду актуальности социализма и его необходимости для решения проблем по всему миру требуется принимать во внимание широкий спектр решений, этапов и фаз революционной борьбы, иными словами, не существует „моделей" революций или „моделей" социализма — и эту точку зрения всегда отстаивала PCP — но общие закономерности социалистического строительства: власть в руках рабочих, обобществление основных средств производства, планирование и, самое главное, в качестве решающего элемента построение государства, которое поощряет и обеспечивает активное творческое участие масс в строительстве нового общества».


Может быть, у PCP есть ключ к этой оригинальной чудодейственной модели, реализация которой никогда еще не давала положительных результатов? Верится с трудом, потому что генеральный секретарь PCP говорит неправду, например, когда утверждает, что его партия никогда не выступала защитницей революционных и социалистических моделей. Разве СССР не был для них своего рода «маяком»?


В этой речи Жерониму де Соуза продолжает настаивать на том, что человечество, каким бы путем оно ни следовало, неизбежно придет к строительству «социализма» и «коммунизма», но, к счастью, из его слов становится ясно, что эта неизбежность является исключительно вопросом веры: «Да, Октябрьская революция продолжает возвещать о возможности другого мира!»


Лидер коммунистов также указывает на проходящую сегодня «в планетарном масштабе кампанию по дезинформации, отравлению и манипуляции сознания, которая нацелена на искоренение у людей всяческих устремлений и идеалов, направленных на реализацию освободительного проекта, который подразумевает коммунизм».


Я в корне не согласен с этой позицией — если такая кампания вообще существует — по одной простой причине: потому что считаю, что коммунизм PCP должен оставаться «маячащим на горизонте идеалом» в том смысле, что его, сколько ни пытайся, никто никогда не сможет достичь.


Я отнюдь не хочу сказать, что такое важное событие, как коммунистический переворот 1917 года, должно пройти для нас незамеченным. Напротив, оно должно послужить людям поводом для размышлений, чтобы избежать крайней степени отчаяния, когда у нас может появиться соблазн повторить кровавые тоталитарные эксперименты, подобные коммунизму и фашизму.