Ливийский кризис продолжается уже седьмой год, в то время как политическая ситуация и ситуация в области безопасности по-прежнему остаются неизменными из-за возобновления конфликта между различными участниками на нескольких фронтах. Ситуация внутри Ливии вызывает серьезные беспокойства на региональном и международном уровнях, именно поэтому крупные державы и соседние страны уделяют огромное внимание этому вопросу, а также с помощью дипломатических инструментов пытаются подтолкнуть ливийцев к диалогу и поиску компромисса по существующим разногласиям. Мировое сообщество обеспокоено сложившейся ситуацией, именно поэтому цель всех действий — это поиск выхода из этого «тупика».
Кроме того, 27 марта 2017 года в Аммане делегат по магрибинским и африканским делам при Министерстве иностранных дел Алжира, Абделькадер Мессахель (Abdelkader Messahel) обсудил с главой МИД Туниса Хемаисом Аль-Джинави (Khemaies Jhinaoui) события ливийского кризиса. Все это проходило на кануне подготовительного совещания министров к сессии Лиги Арабских государств, заседание которых было намечено на 29 марта в Иордании. Согласно алжирскому новостному агентству, в ходе переговоров были затронуты наиболее важные вопросы саммита ЛАГ: развитие ситуации в Ливии, непрерывные усилия, прикладываемые для политического урегулирования. Оба министра подчеркнули необходимость вести совместные переговоры и координировать действия друг с другом, а также развивать трехсторонние отношения между Алжиром, Тунисом и Египтом, ожидая созыва десятого заседания стран-соседей Ливии, которое должно состоятся в Алжире в апреле.
Соседние страны прикладывают все больше усилий для того, чтобы принять на себя управление по решению ливийской проблемы. На саммите ЛАГ президент Туниса Беджи Каид Эс-Себси при поддержке Алжира и Египта взял на себя инициативу по решению ливийского кризиса, надеясь на помощь остальных арабских стран. Он заявил, что под покровительством ООН и с опорой на три североафриканские страны такая инициатива будет включать в себя непрерывное стремление к примирению всех без исключения сторон в Ливии, а также приверженность принципу территориальной целостности Ливии, а политическое решение будет рассматриваться как единственный выход из кризиса.
После принятия принципиального решения по этой инициативе в регионе наблюдаются динамичные «сдвиги» в отношениях между ливийскими сторонами в отношениях с Тунисом, Алжиром и Египтом. Так, президент Палаты представителей (Тобрук) (Агила Салах Исса — прим. ред.) совершил несколько визитов в Тунис, в рамках которых посетил город Хаммамет, где встретился с представителями некоторых ливийских игроков. В свою очередь, Алжир принимал у себя в стране других ливийских политиков, например, премьер-министра Правительства национального единства (Фаиза Сараджа — прим. ред.) и командующего ливийской армией (Халифу Хафтара — прим. ред.) с целью достижения консенсуса и нахождения компромисса. Египет стремился организовать встречу председателя Президентского совета Ливии (высший орган исполнительной власти в Ливи, сформированный по условиям Схиратских соглашений 17 декабря 2015 года, руководит Фаиз Сарадж — прим. ред.) с командующим армией, однако эта попытка не увенчалась успехом.
Нужно заметить, что присоединение соседних стран к поиску мирного политического решения ливийского кризиса в настоящее время выглядит мощнее и эффективнее, чем когда-либо. Особую актуальность данная инициатива приобретает после недавних событий в области военной безопасности, грозящих продлить этот кризис и разрушить социальную структуру, открыв двери для интервенции других стран. Наблюдатели считают, что ливийские стороны поддерживают инициативу соседних арабских стран, рассматривая ее как способ отдалить «призрачную интервенцию иностранных государств» и не допустить деления Ливии. Они также уверены, что признаки принятия ливийскими сторонами трехсторонней инициативы со стороны Египта, Туниса и Алжира свидетельствуют о дальнейшем успехе.
Проблема Ливии продолжает стоять на повестке дня западных стран. В понедельник заместитель министра иностранных дел Италии заявил, что одним из приоритетов внешней политики страны является международная поддержка единства Ливии. Он подчеркнул, что во время встречи мировых лидеров в мае следующего года, представители его страны будут настаивать на усилении роли США в обеспечении стабильности в Ливии. 26-27 мая в городе Таормина (Сицилия, Италия) пройдет ежегодное совещание G7, которое станет первым запланированным визитом Дональда Трампа в Европу после вступления в должность.
Между тем, в понедельник накануне встречи с Сергеем Лавровым в Москве в интервью РИА Новости министр иностранных дел Италии Анджелино Альфано заявил, что он надеется на вклад России в урегулирование кризиса в Ливии. Он убежден, что благодаря координации и согласованным действиям мирового сообщества в этом вопросе, можно достичь желаемых результатов: «Учитывая тот факт, что Москва является постоянным членом Совета Безопасности ООН, мы очень надеемся, что она имеет конструктивную позицию по вопросу соглашений с Ливией». Альфано заявил о тесном сотрудничестве с Россией по ливийской проблеме, подчеркнув тот факт, что Москва принимает активное участие во встречах, проводимых на самых высоких уровнях.
Альфано также коснулся темы особых отношений, сложившихся между Москвой и главнокомандующим Ливийской национальной армии, фельдмаршалом Халифой Хафтаром. Он подчеркнул, что любая инициатива способна поддерживать и способствовать встречам различных ливийских игроков. Альфано добавил: «Это касается не только России, но и всего международного сообщества. Все страны должны работать в этом направлении, поддерживая любую инициативу, которая может объединить ливийские партии и способствовать лучшему управлению ливийскими государственными структурами. Нельзя допустить падения Ливии еще раз, принимая во внимания последствия хаоса, с которым она столкнулась в прошлый раз — торговлей людьми и терроризмом».
С другой стороны доклад, подготовленный председателем совета Консервативной партии Великобритании по делам Ближнего Востока Лео Докерти и депутатом Палаты общин британского парламента Кваси Квартенгом, призывает Соединенное Королевство «пересмотреть свою позицию по поводу Правительства национального единства Ливии и признать наличие у него ограниченных возможностей в осуществлении какого-либо управления или обеспечения безопасности». В докладе также говорится о том, что Лондон должен поддержать Вооруженные силы временного правительства для того, чтобы «обеспечить безопасность ливийских границ, а также положить конец нелегальной торговле людьми через морские порты Ливии». Более того, если ситуация в стране стабилизируется, то поддержка Ливийских вооруженных сил смогла бы получить дальнейшее развитие.
Доклад призывает Великобританию как можно скорее установить «контакты с руководством вооруженных сил Ливии и с Палатой представителей и в дальнейшем поддерживать их стремления и усилия в войне против "террористических группировок" в восточном регионе». Докерти и Квартенг указали на необходимость завершения этого процесса в ближайшее время, так как этот вопрос не терпит никаких отлагательств как с гуманитарной точки зрения, так и в вопросе обеспечения безопасности. По данным российского информационного агентства «Новости», Лондон пытается пойти по стопам Москвы и поддержать законное правительство Ливии и фельдмаршала Халифу Хафтара.
Учитывая политический раскол и военный конфликт в Ливии, региональные и международные усилия в рамках политического соглашения Ливии остаются «единственной основой» для достижения политического урегулирования ливийского кризиса. С 2011 года проводилось несколько совещаний, целью которых и было поиск решения ливийской проблемы. Наблюдатели считают, что успех усилий и инициативы, исходящей со стороны арабских или западных стран, по-прежнему зависит от соглашения между ливийскими сторонами, а также от степени их сотрудничества для достижения политического урегулирования.