Изначально процесс строительства железной дороги Баку-Тбилиси-Карс проходил между Турцией и Азербайджаном, и, учитывая их активное участие, финансирование Азербайджана, было ясно, что Армении не дадут участвовать в этом проекте. Об этом в эфире радио «Азатутюн» отметил специалист по Грузии Джони Меликян.
По его словам, это альтернативный проект, который, согласно грузинской стороне, важен для них с точки зрения укрепления своих позиций в регионе. Но в этом случае растет роль Азербайджана, который связывает Европу с Азией, Китаем, есть также планы по строительству железной дороги Россия-Азербайджан-Иран.
«Грузия тут оказывается в несколько сложной ситуации, поскольку имеются негативные обстоятельства. Получается, что есть новый, параллельный путь, который является альтернативой грузинским портам. Эта железная дорога притягивает к себе часть тех грузов, которые до сегодняшнего дня направлялись в Батуми и Поти, а оттуда — в Европу», — разъяснил Джони Меликян.
По приведенным им данным, с 2012 года по сей день грузоперевозки по грузинской железной дороге сократились. Это означает, что в случае запуска этой железной дороги, грузоперевозки по активной грузинской железной дороге еще больше уменьшатся.
«В конце года они начинают так называемый «проект века» — строительство порта в Анаклии. Это серьезный проект, в котором задействована американская компания, делаются попытки вовлечь китайцев. Нужно помнить, что большая часть индустриальной зоны Поти перешла к китайской компании, а это означает, что у китайцев там свои проекты. Не думаю, что они направят свои грузы по железной дороге Баку-Тбилиси-Карс. Грузины хотя в последние годы и обеспечили себя инвестициями, но эта железная дорога построена в долг. В конце концов Грузия должна вернуть Азербайджану эти 770 миллионов долларов с двумя процентами в год. А что может дать такого эта железная дорога, чтобы они смогли за 20 или 30 лет вернуть эту сумму — остается вопросом», — заключил эксперт.