Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Республика восстановлению не подлежит

© flickr.com / tjuel Флаг Германии
Флаг Германии
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Из России уехало порядка трех миллионов российских немцев и членов их семей других национальностей, Россия понесла и продолжает нести многомиллиардный ущерб. Попутно она приобрела проблемы: ведь природа пустоты не терпит, и освободившиеся места заняли сотни тысяч выходцев из среднеазиатских и ряда кавказских республик. Что за этим последовало, общеизвестно.

В Санкт-Петербурге под председательством заместителя министра регионального развития РФ Максима Травникова и уполномоченного правительства ФРГ по делам переселенцев и национальных меньшинств д-ра Кристофа Бергнера (Dr. Christoph Bergner) состоялось XIX заседание Межправительственной российско-германской комиссии по проблемам российских немцев, посвященное 250-летию начала переселения немцев в Россию и 20-летию создания Межправкомиссии.

«Заседание - не исповедь»

Для проведения юбилейного заседания Северную столицу России, как было объявлено, выбрали не случайно, ведь «именно сюда, следуя зову венценосной соотечественницы (имеется в виду императрица Екатерина II, в девичестве София Августа Фредерика фон Анхальт-Цербст-Дорнбург (Sophie Auguste Friederike von Anhalt-Zerbst-Dornburg)) из германских княжеств прибыли одни из первых колонистов». Хотя логичнее заседание было бы провести в Энгельсе - бывшей столице Республики немцев Поволжья, но по причинам достаточно веским, о которых позже, предпочли Питер.

Читайте также: «Дружба» между СССР и ГДР


В заседании, которое продолжалось два дня, приняли участие представители федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, руководители и активисты общественных организаций российских немцев РФ и ФРГ, а также Йохен Вельт (Jochen Welt), Ханс-Петер Кемпер (Hans-Peter Kemper) и Вячеслав Михайлов, в разное время возглавлявшие германскую и российскую части Межправкомиссии. К этому был также приурочен фестиваль немецкой культуры, в котором приняли участие самодеятельные коллективы и исполнители из ряда регионов России.

Говорили все они в основном об успехах, но об упущениях и ошибках тоже упомянули. Не всех, конечно, тем более что, как улыбнувшись сказал один из его участников, «заседание - не исповедь».

Да, правильно, «не исповедь», но то, что в момент создания в 1992 году и ряд последующих лет эта комиссия называлась Межправительственной российско-германской по восстановлению государственности российских немцев, а потом как-то неожиданно и вдруг стала именоваться «российско-германской по проблемам российских немцев», никто из выступивших на юбилейном заседании даже не упомянул. Почему?

Вспоминаю, как в апреле 1992 года первый сопредседатель комиссии с германской стороны Хорст Ваффеншмидт (Horst Waffenschmidt), обращаясь к российским немцам, призывал их прислушаться к предложениям российского правительства. «Примите эти предложения без предубеждений, имеющихся у вас в силу обстоятельств и разочарований прошлого», - говорил Ваффеншмидт, искренне, вероятно, веря, что республика на Волге будет восстановлена, а значит, незачем всем российским немцам стремиться переехать в Германию. Да и в итоговом коммюнике I заседания было записано: «Цель протокола, имеющего обязательную юридическую силу, - это восстановление Республики немцев Поволжья».

Также по теме: Кадыров может взорвать Кавказ?


Этот протокол Хорст Ваффеншмидт и его российский коллега - тогдашний председатель Государственного комитета по делам национальностей Валерий Тишков подписали 10 июля 1992 года. И до сих пор, что примечательно, Межправкомиссия действует на основании именно этого документа. Но до сих пор ни окончательной реабилитации, ни противозаконно отобранной республики российские немцы в России так и не получили. И не получат.



«Подарок» к юбилею

В мае 1993 года журнал Spiegel (№ 19) опубликовал полемику о настоящем и будущем немецкого меньшинства в России, в которой приняли участие Хорст Ваффеншмидт и писатель, публицист, патриарх движения российских немцев за полную реабилитацию Гуго Вормсбехер (Hugo Wormsbecher). Процитируем фрагмент этой достаточно острой полемики:

Spiegel:
Верите ли вы еще, что будет восстановлена автономная республика немцев Поволжья?


Вормсбехер: Республика немцев Поволжья должна быть восстановлена, хотя бы исходя из исторической справедливости. С 1965 года, когда мы впервые потребовали этого в Москве, и до 1989 это было единственным требованием российских немцев - несмотря на то, что до войны на территории республики проживала лишь четверть российских немцев. Сегодня, однако, нам ясно, что такой республики на Волге мы не получим. На территории бывшей республики немцев Поволжья сегодня проживает 500-600 тысяч граждан ненемецкого происхождения. Даже если бы мы смогли переселить туда 100-200 тысяч российских немцев, что едва ли возможно, они ведь были бы там в меньшинстве. Что же это была бы за немецкая республика?

Также по теме: Медведев, мигранты и «умеренный» апартеид


Ваффеншмидт:
Я думаю, что российские немцы хотят опять иметь свою республику. Это, однако, требует времени. Заместитель российского премьер-министра Сергей Шахрай заявлял неоднократно в ходе наших переговоров о том, что он верит, что местное население со временем будет оказывать все меньшее сопротивление воссозданию республики. Уже имеются правовые и политические рамочные условия, соответствующие соглашения подписаны. Речь только о том, сколько российских немцев туда переедет.

И вот сегодня можно определенно сказать: ни республики, ни будущего у немецкого меньшинства в России, а это где-то 500 тысяч человек, нет и не будет. Поэтому и юбилейное заседание провели в Северной столице, а не в Энгельсе.

Выступая в Санкт-Петербурге д-р Кристоф Бергнер, в частности, сказал:

«Мы должны признать, что относительно цели, намеченной в 1992 году, не был достигнут ни общественный, ни политический консенсус». До восстановления республики немцев Поволжья дело не дошло. И уже не дойдет. За прошедшие 20 лет многое изменилось, в том числе и приоритеты в движении российских немцев. Сегодня никто из участников МПК не требует воссоздания немецкой республики.

А чего требовать? Проблему ведь замотали, заболтали, уморили. Но кто от этого выиграл и кто проиграл? Вот еще одна цитата из полемики, опубликованной в «Шпигеле» в 1993 г.:

Читайте такэже: Туркменские трудовые мигранты сталкиваются с проблемами в России

Вормсбехер: …российские немцы помогают Германии, а не наоборот. Немецкая экономика получает прибыль от рабочей силы переселенцев. Каждый переселенец, это подсчитали специалисты «Дойче банк», приносит Германии чистую прибыль в размере 47 000 ДМ.

Ваффеншмидт: Таким образом, мы партнеры…

Вормсбехер: …мы неравные партнеры. Мы отдаем в Германию ежегодно 150 000 рабочих.

Ваффеншмидт: Их отдает ведь не г-н Вормсбехер, а это свободное решение этих людей.

Вормсбехер: Мы отдаем - как народ. Вы поддерживаете нас 150 миллионами марок в год. За это же время к вам приезжают 150 000 человек от нас. Таким образом, мы получаем за каждого российского немца 1000 марок, Германия же получает в 47 раз больше.

Ваффеншмидт: Я категорически протестую против этого! Получается, будто мы скупаем людей. Мы оказывали бы помощь российским немцам и в том случае, если бы ни один российский немец не приезжал бы в Германию. Наша помощь ведь как раз и должна дать перспективу российским немцам на их родине.

Также по теме: Страна, богатая землей, привлекает работников из страны богатой людьми

Ну, о «перспективе на родине» мы все все и хорошо знаем. А от того, что из России уехало порядка трех миллионов российских немцев и членов их семей других национальностей, Россия (экономисты многократно об этом писали, тем более что уехали не только немцы) понесла и продолжает нести многомиллиардный ущерб. Попутно она приобрела проблемы: ведь природа пустоты не терпит, и освободившиеся места заняли сотни тысяч выходцев из среднеазиатских и ряда кавказских республик. Что за этим последовало, общеизвестно.

А вот Германия выиграла. И уехавшие российские немцы тоже выиграли. По крайней мере, особого стремления возвращаться к «оставленным пепелищам» они не испытывают. Хотя кремлевские чиновники и политтехнологи перманентно их туда заманивают.

Вот и коллега д-ра Бергнера Максим Травников назвал «неудачей» тот факт, «что не удалось заинтересовать большое количество немцев в том, чтобы остаться в Российской Федерации». «Это, - как он сказал, - печальный факт и, наверное, может считаться нашим проигрышем, несмотря на то, что в рамках федеральной целевой программы прилагались определенные усилия. Видимо, этого оказалось не вполне достаточно».



Да, действительно, перспектива свободно, не оглядываясь, в полную грудь распевать немецкие песни и выкаблучивать немецкие танцы не очень удержала людей в местах их недавней «вечной» ссылки. И это г-н Травников понимает, но почему-то упорно считает, что для того, чтобы удержать оставшихся немцев, «очень важно сделать так, чтобы абсолютно все люди понимали, какая несправедливость была допущена по отношению к российским немцам в 1941 году. А для этого очень важно рассказывать людям о культуре российских немцев, об их гигантском вкладе в развитие России, как на современном этапе, так и за предыдущие века. Я считаю, что здесь мы не настолько продвинулись, насколько хотели бы».

Читайте также: Путин - жесткий ответ «вызывающему поведению» мигрантов


Да не людям, уважаемый Максим Александрович, это рассказывать было нужно, а президенту и премьеру, депутатам Госдумы, министрам… В конце концов, достаточно было соблюсти решения и исполнить законы, которые в России приняли. Например, Закон РСФСР от 26 апреля 1991 г. «О реабилитации репрессированных народов». И тогда в соответствии с ним республику немцев Поволжья восстановили бы еще в 1991-м. И не случился бы, уверяю, такой массовый исход немцев из России. Но история сослагательного наклонения не терпит, и то, что сделано, то сделано, да и в Кремле все, о чем мы говорим, хорошо известно. По крайней мере, тем, кто рулит и решает. И все же чего ожидать российским немцам в России? Что для них сделано с помощью этой самой Межправкомиссии?

Помнить - значит жить


«За прошедшие годы в сфере поддержки культурной самобытности было сделано много позитивного, - сказал выступивший на юбилейном заседании президент Федеральной национальной культурной автономии российских немцев Генрих Мартенс (Heinrich Martens), - но при этом нельзя не отметить, что, несмотря на огромные вложения за прошедшие годы, материальная база возрождения российских немцев так и не была создана. Имущественный баланс самоорганизации российских немцев на сегодняшний день составляет ноль рублей». Учитывая, что под так называемое «возрождение российских немцев» германская сторона выделили более 500 млн. евро, а российская - около 2,4 млрд. рублей, ситуация выглядит действительно грустной.

Также по теме: Преступников среди мигрантов становится больше


Возьму на себя смелость утверждать, что и в будущем не только «имущественный баланс», но также перспективы российских немцев получить равные права с другими народами России равны нулю. Разумных причин - почему это происходит, т. е. продиктованных интересами государства, никто как не называл, так и не может назвать. Главные кремлевские начальники молчат. Их помощники бубнят что-то невразумительное. И поэтому вывод прост: каждый, кто хочет избежать окончательной ассимиляции, должен из России уезжать. Ну а отказ Межправкомиссии добиваться полной реабилитации сотен тысяч замученных, погибших, сгинувших в сталинских лагерях российских немцев и заявление, что республика ни на Волге, ни в ином регионе восстановлена не будет, не более чем слова. Мы их выслушали, приняли к сведению, но как поступать в дальнейшем, каждый из нас решит сам.

И последнее. В сложившейся ситуации некоторые, в чем не сомневаюсь, поспешат обвинить Федеральную национальную культурную автономию, Международный союз культуры российских немцев, другие объединения в том, что «пошли на сделку с властями», «не бились за республику до конца». Но стоит ли это делать, тем более что общественным организациям российских немцев в РФ, повторю, живется очень непросто, да и повлиять на тех, в чьих руках рычаги власти, они не в состоянии? В то же время для сохранения нашей памяти их активистами сделано немало. Поэтому прежде чем обличать, давайте вспомним, что конкретно каждый из нас сделал для своего народа? Что делает? Что намерен сделать? Это, надеюсь, снизит градус «кипящего возмущения».

А пока в РФ готовятся к широкомасштабному празднованию 250-летия начала переселения немцев в Россию, и, как стало известно, германская сторона Межправкомиссии решила на поддержку оставшихся там немцев добавить к уже выделенным на этот год 8,7 млн. евро еще 318 тыс. евро. Правда, зачем - непонятно. Эффективнее, в чем не сомневаюсь, было бы потратить их на прием нескольких десятков тысяч российских немцев в Германию. Но, может, в этом решении германской стороны кроется некий тайный смысл и надежду на восстановление республики на Волге оно не утратило?