Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Танки пересекают границу

© РИА Новости Алексей Куденко / Перейти в фотобанкТанк Т-90 на Первом международном форуме "Технологии в машиностроении-2010"
Танк Т-90 на Первом международном форуме Технологии в машиностроении-2010
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Независимо от сложных отношений Министерства обороны Российской Федерации с ее военно-промышленным комплексом, спрос на мировом рынке (не только на российскую технику) заметно растет. Россияне опасались, что перемены в раскладе политических сил в Северной Африке могут оказать негативное влияние на экспорт вооружений из России, а в результате потребуется поиск новых рынков сбыта.

Мировой рынок крупных игроков, производящих военную технику, уже много лет остается практически неизменным. Военная промышленность, реализующая долгосрочные контракты, ориентирована в первую очередь на демонстрацию новинок, далее, на их продажу, обслуживание и модернизацию. Вход на конкретный рынок, например, с десятком танков, дает возможность заключить впоследствии дополнительные контракты.

Заключение договоров на поставку вооружений — это своеобразная игра разведок, дипломатов и производителей. Лоббирование правительственных кругов направлено обычно на поддержание собственных производств. Этим известны американцы, россияне, а в последнее время, в частности, чехи. Самым крупным мировым экспортером вооружений уже много лет остаются США, которые в одном 2012 году заработали 25 миллиардов долларов. На втором месте находится Россия с результатом в 15 миллиардов долларов. Далее идут Франция (5,6 млрд.), Германия (4,5 млрд.), Великобритания (3,2 млрд.), Израиль и Италия (по 2,8 млрд.). Чуть меньше, 1,9 миллиарда, заработал на экспорте вооружений Китай.

Оснащение армии

Независимо от сложных отношений Министерства обороны Российской Федерации с ее военно-промышленным комплексом, спрос на мировом рынке (не только на российскую технику) заметно растет. Вначале россияне опасались, что перемены в раскладе политических сил в Северной Африке могут оказать негативное влияние на экспорт вооружений из России, а в результате потребуется поиск новых рынков сбыта. Впрочем, все члены российского правительства во время своих официальных заграничных визитов ведут лоббирование в пользу отечественного ВПК. Достаточно вспомнить прошлогоднюю концепцию Владимира Путина, по которой на модернизацию армии до 2020 года должно пойти около 700 миллиардов долларов.

Читайте также: (Плохо) сделано в России

Многие российские предприятия продолжают поставлять свою продукцию на рынки, которые были завоеваны еще во времена СССР. Ситуация изменилась в 2011 году, когда Москва приняла Государственную программу вооружения до 2020 года (17 триллионов рублей). В рамках этой программы армии позволено не только пользоваться российским ВПК, но и искать поставщиков за границей. Российская военная промышленность с беспокойством следила за действиями экс-министра обороны Анатолия Сердюкова, который перенаправил логистику на покупку техники за рубежом (во Франции и Италии). Идею модернизировать и перевооружить армию за 700 миллиардов долларов в исполнении Сердюкова в правящих кругах восприняли не слишком благосклонно, что привело к его отставке. Появились проблемы с реализацией заграничных контрактов.

Танк Leopard 2 A7

Лоббизм Лаврова

Министр иностранных дел России Сергей Лавров начал свое турне по странам Африки с Алжира. 11 февраля он встречался с главой алжирской дипломатии Мурадом Меделси и президентом Абдель Азизом Бутефликой. Переговоры касались сотрудничества двух стран в военно-технической, научной и гуманитарной сферах (следующие этапы визита Лаврова охватывали, в частности, Мозамбик, ЮАР и Гвинею). Вице-премьер Дмитрий Рогозин заверил (5 февраля), что Россия исполнит все свои обязательства по контракту с Францией, касающемуся покупки десантных кораблей типа «Мистраль». Он также заявил, что все проблемы, связанные с этим контрактом, будут оговорены на двусторонних консультациях. Рогозин обвинил СМИ в искажении его предыдущих высказываний на эту тему. По словам прессы, Рогозин якобы сказал, что Россия не производит горюче-смазочных материалов и топлива, подходящих для «Мистралей», что может осложнить их эксплуатацию. Ранее он также заявлял, что эти корабли не подходят для российского климата (договор на покупку был подписан в июне 2011 года, когда министром обороны был Сердюков). Стоимость контракта — примерно 1,2 миллиарда долларов.

Также по теме: «Три принципа» экспорта оружия

Итальянцы в России

Одним из следующих был контракт с итальянцами на поставку бронемашин итальянского производителя Iveco LMV M65. Планируется, что россияне купят 1775 бронированных автомобилей, сборку которых предполагается производить на заводе КамАЗ. В 2012 году было выпущено и передано военным 57 автомобилей, который получили название «Рысь». Россия выделила на эту программу около 750 миллионов евро, отказавшись от оснащения армии отечественным ГАЗ-2330 «Тигр», который выпускается на заводах, принадлежащих Олегу Дерипаске. Таких бронеавтомобилей на вооружении российской армии сейчас около 100 штук. Разочарованные производители «Тигра» говорили, что оборонное ведомство поступило нерационально, так как один ГАЗ стоит примерно 100 тысяч евро, а «Рысь» — больше 300 тысяч. По мнению экспертов, единственный довод в пользу контракта с итальянцами это то, что России необходимо наверстать технологическое отставание в сфере вооружений. Вызвано оно было недостаточным финансированием исследований из-за покупки готовых решений за границей.

Армия ставит на импорт


В ближайшие пять-шесть лет Министерство обороны РФ может потратить на импорт военной техники из Израиля и европейских стран около 10 миллиардов евро. Уже подписаны контракты на поставку израильских беспилотных самолетов, покупку лицензии на авиационные системы обнаружения целей (Thales и Safran) и созданной в рамках французской программы FELIN экипировки «солдата будущего». Концерн Рособоронсервис ведет переговоры по покупке итальянских колесных танков Centauro, которые могли бы стать потенциальным конкурентом для продукции российского Уралвагонзавода.

Читайте также: Россия сталкивается с проблемами на индийском рынке вооружений

Путин ставит на отечественного производителя

В декабре 2012 года Путин на заседании Комиссии по вопросам военно-технического сотрудничества с иностранными государствами распорядился поддержать российский ВПК на рынке третьих стран. Это планируется достичь за счет рекламных акций, участия в выставках и форумах, а также расширения сервисного обслуживания. Если в 2011 году доход России от продажи вооружений составил 13,2 миллиарда долларов, то в 2012 он увеличился до цифры в 15 миллиардов. Россиянам удалось подписать контракты на поставку не только традиционной техники, но и, в частности, вертолетов (Ирак, Китай, Гана, США). Из контрактов 2012 года 37% приходится на авиационную технику (в 2011 — 34%), 21% — на военно-морскую технику (в 2011 — 20%), 25% — на системы ПВО (в 2011 — 20%), 10% — на вооружения сухопутных войск (в 2011 — 21%). Партнеры практически не изменились — это Индия, Алжир, Вьетнам. Новым рынком стал Иран с контрактами по поставкам российской техники примерно на 4,2 миллиарда долларов (в первую очередь — вертолетов).

Цех окончательной сборки вертолетов МИ-17


Танки на экспорт

За последние 20 лет Россия экспортировала две тысячи танков в 19 стран мира. Следующие 200 штук будут проданы в 2013-2015 годах. В экспорте танков лидирующую позицию занимает Уралвагонзавод, выпустивший и поставивший клиентам по долгосрочным контрактам 1300 танков. На втором месте — Омский завод Транспортного машиностроения, продукция которого заполняет преимущественно военные склады. Именно из них на экспорт было направлено 709 машин менее современных моделей Т-62 и Т-72. По контрактам российские танки отправлялись на рынки: Индии (2001-2002 год — 557 штук Т-90С), Ирана (1993-2000 год — 426 штук Т-72С), Алжира (195 штук Т-90СА). В некоторые страны поставлялись более старые модели: Афганистан в 2001 году купил Т-55АМ2 и Т-62 (всего 52 штуки), Куба в 1993 — Т-72 (51 штука), Венесуэла в 2011-2012 годах — Т-72Б1В (92 штуки). Россия вооружала армию Болгарии (1996 год — 100 штук Т-72А/АК), Армении (1996 год — 64 штуки Т-72), Азербайджана (62 штуки Т-72Б), Монголии (2012 год — 50 штук Т-72А), Анголы (1994 год — 30 штук Т-62), Уганды (2011 год — 31 штука Т-90С). В 1997-2011 годах 82 штуки танков Т-80У было продано на Кипр.

Также по теме: Турция поставляет оружие на мировой рынок

Танки поставлялись в Йемен, Оман, Северную Корею и Туркменистан. Помимо этого Россия заключила новый контракт на поставку 900 новых моделей танков в Индию (на сумму 3 миллиарда долларов). Несмотря на это Москва чувствует, что ей в затылок уже дышит военная промышленность США. В 2006-2009 годах американцы продали более 200 штук танков Abrams на сумму 1,4 миллиарда долларов. До конца 2014 года они планируют продать еще 300 штук новых машин на 3,5 миллиарда. На третьем месте в этом рейтинге находится Германия, которая за 2006-2009 годы продала 290 танков (в основном грекам и испанцам на сумму в 3 млрд. долларов). До конца 2013 года планируется продать еще 125 штук машин Leopard-2 за 1,3 миллиарда. [...]

Американская активность

Американцы интенсивно ищут новые рынки сбыта для своей техники, одновременно усиливая позицию на традиционных для них рынках, в особенности египетском. В Саудовскую Аравию в 2012 году США поставили 315 танков Abrams. В ближайшие годы этот рынок станет полем соперничества между Америкой и Германией, а рынок Египта (и Ирана) уже монополизирован американцами. Египетская армия располагает тысячей американских танков и по новому контракту планирует купить еще 125 штук. Для российских вооружений эти рынки закрыты, исключение представляет только Иран, куда Россия традиционно продает вертолеты.

Хенрик Борко — ректор Варшавской Высшей экономической школы.