Владимир Путин поручил «Газпрому» вернуться к разработке проекта строительства второй ветки газопровода «Ямал-Европа», сообщило агентство ИТАР-ТАСС. Согласно официальному сообщению, с ее помощью будет обеспечена надежность поставок голубого топлива в Польшу, Словакию и Венгрию. Среди реальных поводов, сподвигших российского президента принять такое решение можно назвать, в частности, попытку склонить Польшу к углублению энергетического сотрудничества с Москвой и рассорить ее с Киевом накануне ключевого саммита «Восточного партнерства», желание нивелировать угрозы, исходящие от добычи сланцевого газа, а также отсутствие средств на реализацию проекта «Южный поток».
Строительство второй ветки Ямальского газопровода можно воспринимать как очередной (после снижения Газпромом цен и подписания контракта между компаниями «Роснефть» и PKN Orlen) политический жест Кремля в адрес Польши. Москва старается преподнести себя в роли привлекательного партнера: помимо «Ямала-2», она предлагает Варшаве другой крупный проект в той же отрасли — создание электроэнергетического моста, соединяющего Калининградскую область с Варминско-Мазурским воеводством. Предполагается, что по нему в Германию будет поставляться электричество, вырабатываемое Балтийской АЭС. В обоих случаях Россия соблазняет нас перспективой вернуть себе статус важного транзитного государства взамен за благосклонное отношение к российским предложениям.
Читайте также: На Востоке без перемен
Следует добавить, что поручение Путина, адресованное главе Газпрома, — это уже не первый публичный жест в сторону Польши. В прошлом месяце премьер-министр Дмитрий Медведев подчеркивал на пресс-конференции с европейскими журналистами, что экономическое сотрудничество и политический диалог между нашими странами идут вперед. «Если мы и дальше так себя будем вести, то мы, мне кажется, сможем в какой-то момент констатировать, что былые проблемы в наших отношениях исчерпаны, и у нас все нормально. Во всяком случае, мы на это очень рассчитываем — и Правительство Российской Федерации, и Президент, который у нас по Конституции определяет международную политику, будут для этого все делать», — заявил глава российского правительства.
Новости о второй ветке газопровода «Ямал-Европа» совпали с сообщениями газеты Dziennik Gazeta Prawna о «реальной угрозе остановки строительства терминала для приема сжиженного природного газа в Свиноуйсьце» (который планировалось использовать для экспорта отечественного сланцевого газа или импорта сланцевого газа из Америки). Таким образом возобновление проекта «Ямал-Европа-2» может быть осознанным ударом Кремля по сланцевой революции, связанной с добычей газа из нетрадиционных источников (посредством замедления польской инвестиции и уменьшения количества импортируемого газа). Впрочем, не первым за последнее время ударом: россияне постепенно увеличивают долю своего участия в химическом холдинге Azoty Tarnów — крупнейшем потребителе газа в Польше.
Также по теме: Газпром дал Польше передышку
Возможно, именно поэтому столь решительно отреагировал на сообщение ИТАР-ТАСС министр госказначейства Польши Миколай Будзановский (Mikołaj Budzanowski). Он заявил: «Решение о строительстве транзитного газопровода будет суверенным решением польского правительства и польского оператора транзитных газопроводов».
Отмечу, что вышеприведенные сценарии не исключают друг друга: Москва может вести с нами двойную игру, с одной стороны склоняя Варшаву к укреплению экономического сотрудничества и присоединению к двусторонним проектам, а с другой, «зажимая» вопрос сланцевого газа. В данном контексте ключевым словом является «транзит».
Не менее любопытным представляется международный контекст новостей о Ямальском газопроводе. Он связан с успехами, которых в последнее время удалось добиться Украине, благодаря поставкам компании RWE через территорию Венгрии и Польши. Газпром нервно реагирует на сложившуюся обстановку, неся большие финансовые потери. В этом плане объявление о строительстве второй ветки газопровода «Ямал-Европа» можно расценивать как элемент давления на Киев (речь о транзите) и попыткой рассорить Польшу и Украину накануне саммита «Восточного партнерства», который пройдет в Вильнюсе.
Читайте также: Газ империи - угрожают ли Польше «железные клещи»
Одновременно появились сигналы, свидетельствующие о том, что у России возникли сложности с финансированием «Южного потока». В этом смысле дискуссия о новых транзитных маршрутах позволила бы Кремлю постепенно отказаться от этого проекта, который, как и газопровод «Северный поток», столкнулся бы с проблемой снижения спроса на российский газ в Европе.
Мотивов, которыми мог руководствоваться Путин, как мы видим, было немало. Почти во всех для Польши содержится какое-то искушение: активизация энергетического сотрудничества, возращение транзитного статуса, выгодный пересмотр транзитных маршрутов и т.д. Однако присмотревшись к ним повнимательнее, можно придти к выводу, что все это — «последнее искушение» Путина, а реакция министра Будзановского — лишь прелюдия к тому ушату холодной воды, который выльется на россиян после преподанных нам ИТАР-ТАСС новостей.