В инновационный центр «Сколково» с момента его создания в конце 2009 года вложено около 50 миллиардов рублей (1,6 миллиарда долларов), и к концу текущего года на его территорию на окраине Москвы должна переехать тысяча российских начинающих компаний.
Чуть больше месяца назад Тони Блэр и Колин Пауэлл сидели в российском Центре международной торговли и помогали кремлевским чиновникам методом мозгового штурма решить вопрос о том, как привлечь в Россию побольше инвестиций. Несколькими этажами выше сотрудники «Сколково», ставшего флагманским проектом государства, принимали собственных гостей.
18 апреля в 9 часов 30 минут утра полтора десятка сотрудников российской службы безопасности штурмом взяли сколковский офис, конфисковав там мобильные телефоны и большое количество бумаг.
Центр «Сколково» должен был стать российским ответом Кремниевой долине – подшефным технопарком Кремля с исследовательскими центрами для ведущих мировых компаний, занимающихся наукой и технологиями. Но в последние месяцы он оказался под перекрестным огнем российской политики, заставив причастных к этому проекту людей засомневаться в его перспективах.
Читайте также: Сколково, будущая Кремниевая долина России
Следственный комитет России, являющийся эквивалентом американского ФБР, возбудил против центра «Сколково» и связанных с ним людей три дела о коррупции. Скандал затронул главного борца за этот проект в Кремле российского серого кардинала Владислава Суркова, который в этом месяце ушел в отставку после нападок на следственный комитет. Он не обошел стороной и президента фонда «Сколково» миллиардера Виктора Вексельберга, которого в прошедшие выходные подвергли многочасовому допросу в качестве свидетеля по данному делу.
Близкие к «Сколково» люди, в том числе, Сурков, полагают, что судя по количеству обвинений и подробному освещению этого дела в средствах массовой информации, данные расследования не являются частью антикоррупционной кампании, а имеют политическую подоплеку. Столь суровые меры предприняты в момент, когда в государстве идет борьба за власть между либеральными министрами во главе с премьер-министром и бывшим президентом Дмитрием Медведевым и сторонниками жесткой линии, которые выступают против любимых проектов Медведева, начатых в период его президентства. Самым заметным среди них является проект «Сколково».
«Когда на государственном телевидении появился Владимир Маркин [официальный представитель СКР], стало ясно, что следствие ведется не по итогам аудиторской проверки. Это чистой воды политика», - заявил попросивший не называть его имени человек, который близко связан с фондом «Сколково».
Также по теме: Коррупция по-русски - ураган сметающий все на своем пути
Он заметил, что следствие приобрело явный политический оттенок, когда его масштабы в апреле расширили, предъявив обвинение в присвоении денежных средств депутату парламента Илье Пономареву, который был консультантом сколковского проекта до тех пор, пока не стал в декабре 2011 года одним из лидеров антикремлевского оппозиционного движения.
Следственный комитет в понедельник заявил, что планирует предъявить Пономареву обвинение в совершении уголовного преступления, а также намерен просить Государственную Думу лишить его парламентского мандата, дающего неприкосновенность депутатам. Пономарев отрицает, что делал что-то противозаконное, однако заявил, что его дело и другие дела нанесли «Сколково» значительный ущерб.
«Мое собственное дело - не главное. Оно – составная часть масштабного наступления на либералов во власти, - говорит он. – Если следователи пойдут дальше, они просто уничтожат этот проект, который жизненно важен для экономики и модернизации».
Многие насмехаются над стремлением Медведева построить московскую Кремниевую долину.
Но в инновационный центр «Сколково» с момента его создания в конце 2009 года вложено около 50 миллиардов рублей (1,6 миллиарда долларов), и к концу текущего года на его территорию на окраине Москвы должна переехать тысяча российских начинающих компаний. В рамках данного проекта создано более 13000 рабочих мест, а стартапы принесли прибыль в размере пяти миллиардов рублей. Каждая пятая из этих начинающих компаний уже приносит прибыль.
Вице-президент фонда «Сколково» Александр Чернов говорит о том, что его организация пока не понесла значительного ущерба ни от расследований, ни от перехода Медведева в прошлом году с понижением на пост премьер-министра.
Читайте также: «Сколково» выводит Россию на новый уровень
«Никто не нацеливается на сколковский проект и не требует его закрытия. Никто не называет его бессмысленным», - заявил он.
Однако другой связанный с этим проектом человек сказал, что в фонд «Сколково» звонят его зарубежные партнеры, среди которых такие гиганты, как Microsoft, Nokia Siemens и Intel, которые пообещали выделить на строительство сколковских научно-исследовательских и конструкторских центров миллионы долларов. «Всех их беспокоит одно: что произойдет с этим проектом».
«Проблема грехопадения «Сколково» заключается в том, что это означает гибель модернизации как экономической стратегии российского правительства. Поскольку данный проект публично поддержали многие транснациональные компании, его проблемы могут стать для других корпораций сигналом о том, что не следует доверять обещаниям государства и его способности осуществлять другие перспективные программы», - говорит Мартина Бозаджиева (Martina Bozadzhieva) из консалтинговой фирмы по формирующимся рынкам Frontier Strategy Group.
Блогер и предприниматель Антон Носик дает высокую оценку «Сколково» за налоговые льготы и пособия стартапам. Однако он выражает сомнения по поводу замыслов правительства, среди которых создание благоприятной среды для бизнеса, специальной полиции и правовой системы в Сколкове. Оглядываясь назад, понимаешь, какая ирония таится в этой идее.
Также по теме: Коррупция - раковая опухоль России?
«Проблема "Сколково" заключается в его появлении, - говорит Носик. – Если ты хочешь создать вменяемую экономику, ты не будешь строить обнесенные колючей проволокой индейские резервации, где работает эта вменяемая экономика. Ты создашь нормальную вменяемую экономику в других местах».
Все новые уголовные обвинения
Сколковские проблемы начались три месяца назад, когда СКР возбудил уголовное дело против двух бывших руководителей, обвинив их в хищении 23,8 миллиона рублей. Фонд «Сколково» заявил, что был проведен внутренний аудит, руководителей уволили, а деньги полгода тому назад были возвращены.
С тех пор против фонда было возбуждено еще два уголовных дела. Одно касается ошибочного выделения государственных средств банку, находящемуся в собственности миллиардера и президента «Сколково» Виктора Вексельберга. В фонде говорят, что банк Вексельберга просто предлагал более высокие проценты по вкладам.
В рамках третьего дела следователи изучают вопрос о растрате денежных средств вице-президентом фонда Алексеем Бельтюковым, выплатившим 750000 долларов оппозиционному думскому депутату Илье Пономареву за 10 лекций и опубликованные исследования. Получить комментарии у адвоката Бельтюкова не удалось.
Читайте также: Борьба с коррупцией - стоит ли беспокоится российской политической элите?
По словам Пономарева, 750000 долларов он получил не только за чтение лекций, но и за два года работы по продвижению сколковского проекта на международной арене, и что в эту сумму вошли все его командировочные расходы.
«Это совершенно разумная сумма, - сказал Пономарев. – Меня знают все, кто связан с венчурным капиталом и с инновациями в России. Они знают, чем я занимался в России эти последние два года».
Фонд «Сколково» заявил, что сотрудничает со следствием по всем трем делам.