Он превратил Россию в великую европейскую державу. Но о том, что Петр Великий много выпивал, был вспыльчив и мстителен, погубил сотни тысяч людей, на российской выставке, представленной в Амстердаме, не упоминается.
Путин может быть доволен. Не только потому, что выставочный центр «Эрмитаж-Амстердам» показывает кусочек его родины далеко за ее пределами. Но и потому, что открытие выставки состоялась без участия капризной Ангелы Меркель. Выставка «Петр Первый. Великий реформатор» полностью соответствует его вкусу. Собрание, отобранное из Эрмитажа в Петербурге, представляет собой своего рода гимн уверенного в себе властителя. Ему одному известно, что идет на благо России. Он воплощает идеи, которые и в собственной стране наталкиваются на противоречия. Это картина, которую рисует сегодняшний правитель - пусть даже он предпочитает сегодня Кремль петербургским дворцам.
И даже если Путин не обезглавливает собственноручно неверных, не принимает участия в кораблестроении, не возделывает «северную пустыню», он с удовольствием демонстрирует сильного человека. Но то, что он пытается создать искусственным образом, для Петра I было естественно. Пригородные кабаки, пирушки с обычным народом, дружба со своими солдатами - этого Путин себе позволить не может.
И то, что он недавно развелся - единственным царем, сделавшим это 315 лет назад, был Петр I - это скорее случайная параллель. Но многое говорит о том, что Путин следует словам Петра: Европа нам нужна на несколько десятков лет, а потом мы можем повернуться к ней спиной.
Читайте также: Прутский поход Петра I
Но до этого пока не дошло. Поэтому Москва использует возможность представить в Амстердаме в рамках российско-голландского Года страну при помощи мировой фигуры, прозападно ориентированного правителя Петра I. Выставка начинается с надписи «Царь мертв». Помимо его изображения на смертном одре показаны преимущественно предметы, связанные с его жизнью - отпечаток руки, его часы, дорожные шахматы, маникюрные ножницы, форма офицера Преображенского полка. Тем самым биография Петра становится своего рода агиографией.
Жестокая расправа над стрельцами
О восстании стрельцов, вспыхнувшем в 1682, а затем и в 1689 году, в то время как Петр I находился на Западе, и о последовавшей после возвращения царя жестокой расправе над неверными свидетельствует на выставке только две гравюры, хотя это были центральные события тех времен. То же самое касается и поражений в войнах, битвы при Нарве, Прутского похода.
Не упоминается на выставке и о неуравновешенном характере Петра, спонтанности в принятии некоторых решений, политический и социальный размах которых он не учитывал, его нетерпение и неконтролируемые всплески ярости. Все это остается за пределами экспозиции.
Связано это, по всей видимости, не с тем, что для отражения этих деталей было мало изобразительных свидетельств. Для художников тех времен это, конечно, были не те темы, при помощи которых можно было заполучить расположение двора. Но, в конце концов, существует и дипломатическая корреспонденция и письма из Москвы, а также от высокопоставленных лиц, с которыми Петр встречался в ходе своих поездок на Запад.
Так, курфюрстина ганноверская София написала после визита Петра I в Коппенбрюгге: «В Амстердаме веселится его Превосходительство, захаживая вместе с матросами в кабаки». А до этого она отметила: «Должна Вам сказать, что в нашем обществе он не напился».
Также по теме: Сталинградские мифологемы Путина
Намного менее снисходительно о Петре отозвался епископ салисберийский Гильберт Бюрне. «Природа создала его скорее как кораблестроителя, а не как великого князя… Он человек очень горячего темперамента, который легко воспламеняется и жесток в своей страсти. Эта его естественная горячность повышается из-за излишнего потребления алкоголя. После того как я неоднократно видел его и разговаривал с ним, мне не осталось ничего другого как подивиться необъяснимому божескому провидению, которое наделило такого горячего человека неограниченной властью над такой большой частью мира».
Царь-плотник
Полк Петра часто изображается на лубках, где высмеивается его стремление к реформам и такие крайности, как обязательное бритье бород и переход на западные одежды. Например, «Смерть Кота Казанского», олицетворявшего Петра, ассоциируется с надеждой на возвращение к старым устоям.
Но все, что затемняет славу правителя и могло бы навести тень на его личность, остается в стороне. Допускаются лишь некоторые детали: музыка из оперы «Царь-плотник», картина, на которой неизвестный голландец отображает Петра во время карточной игры в трактире. Или же показанные куртка, штаны и большая вязаная шляпа, которые Петр носил в Голландии, работая корабельным плотником. Также на выставке представлен токарный станок, на котором Петр пробовал себя в вытачивании разных деталей из слоновой кости.
Но во всем прослеживается манера держать себя. Подчеркиваются его ремесленные навыки и рвение по части кораблестроения. Много внимания уделяется стремлению Петра к реформам, развитию экономики, науки. Крайне двойственное отношение к церкви, подчинение бывшего прежде независимым и влиятельным института полку остается в тени, хотя Петр I, как отметил один автор, дополнил автократичный лозунг «государство - это я» словами «церковь - это я».
Читайте также: Петра I «украинизировали»
На выставке говорится, прежде всего, о завоеваниях Петра, благодаря которым Россия получила выход к Балтийскому морю. Все это иллюстрируется оружием, картинами военных действий и второстепенными декоративными элементами, такими как седло коня Петра I и поверженного шведа Карла XII. При этом речь постоянно идет о военных походах на суше, хотя Петр I был первым царем, который, следуя своей идее о том, что «Великий государь, который едино сухопутное войско имеет, одну руку имеет, а который флот имеет, вторую руку имеет», превратил господство на море в защиту господства на суше.
«Окно на Запад», которое он прорубил для России, стало одновременно и «окном в море». Это - наряду с пренебрежительным отношением к Москве, которую он считал воплощением заскорузлой, отсталой политики - привело его к решению основать новую столицу на севере, построив Санкт-Петербург.
Второй Амстердам на Неве
«Если Господь даст мне время, я сделаю из Санкт-Петербурга второй Амстердам», говорил Петр в 1703 году, когда начала воплощаться его мечта. Петр не обращал внимания ни на затраты, ни на десятки тысяч жертв. Он хорошо знал, что народ не поддерживал его в строительстве города. «Я знаю, люди не любят Санкт-Петербург, они подожгут город и флот, как только я умру, но пока я жив, я их удержу здесь, они должны почувствовать, что я царь Петр Алексеевич».
Царь, который не был высокого мнения о своем народе. Он хотел сделать из бестий людей, при этом исключения не делал и для дворянства.
Для ограничения их привилегий и власти Петр ввел право первородства в получении наследства, согласно которому только старший сын наследовал состояние (этот принцип был отменен после смерти Петра). Остальные сыновья должны были идти на военную службу. Тем самым из имущего дворянство превратилось в служилое, получавшее жалование. Царь надеялся тем самым покончить с закостеневшими должностными и дворянскими структурами и ввести эффективное управление. Для достижения этой цели было направлено и введение 14 рангов, при котором переход в следующий класс давался по выслуге лет или по особенным заслугам. При достижении 8 класса чиновник или офицер получал потомственное дворянство. Урезание привилегий дворянства смягчалось введением подушной подати, которая распространялась, прежде всего, на простых людей, в то время как дворянство, духовенство и члены академий освобождались от ее уплаты.
Также по теме: Медведев, Путин и реформы Петра I
Также это усугублялось ужесточением крепостного права, при котором вводилась непосредственная зависимость крестьянина от господина. В романе Н.В. Гоголя «Мертвые души» саркастически описывается, как помещики должны были платить подушную подать за каждую «душу», даже если крепостной умер.
Странная находка в Сибири
Подробно отображается на выставке тяга царя к коллекционированию анатомических объектов, которые он приобретал в Голландии у аптекаря Альбертуса Себы и анатома Фредерика Рюйша, отца известной художницы Рахиль Рюйш. Кунсткамера, для которой Петр I построил отдельное здание, в понимании Петра была не «палатой искусства», а научной вставкой экспонатов.
К наиболее характерным экспонатам, выставленным в Амстердаме, относятся так называемые Скифские сокровища из сибирской коллекции Петра I. Сохранились они благодаря указу царя от 1721 года, который предписывал сокровища, необычные находки немедленно сдавать властям.
Предметы искусства играют на выставке второстепенную роль. Если, конечно, они не служили воспеванию славы царя. Это подчеркивают два огромных портрета в бронзе Карло Растрелли. На одном из них изображен Петр Великий во всем величии барокко, а на другом - Александр Меньшиков, его друг и правая рука, ставший одним из влиятельнейших людей своего времени.
Его спас царь, который верил, что жесткими мерами можно искоренить коррупцию, хотя он и знал, насколько Меньшиков был погружен в этот грех. «Все воруют, назовите мне хоть одного честного губернатора! Меньшиков - один из самых крупных воров, это так, но одно отличает его от всех остальных. Он также один из самых прилежных, он работает за десятерых. Выбросить легко, казнить тоже. Но кто тогда мне останется? Бездарные, неспособные ни на что воры!» - говорил Петр I.
Читайте также: По стопам Петра Великого
Деспот
Но в Амстердаме таких фраз прочесть не удастся. Как и не говорится о последствиях правления Петра I, в результате которого Россия стала одновременно и неопровержимой, и спорной европейской державой. Вольтер был не единственный, кто отметил следующее: «Петр создал Россию. До него Россия не существовала». Поэтому его династические, а также коммунистические и посткоммунистические последователи часто ссылаются на него. И поэтому в искусстве он всегда восхваляется - из убеждений или оппортунизма.
Алексей Толстой является примером тому. В 1918 - 1919 годах он опубликовал два рассказа, в которых деятельность царя оценивалась крайне скептически. Но в сталинское время из этого материала был создан многотомный роман, на основе которого в 1927 году был снят фильм и созданы детская книга и театральная постановка, сделано это было для «почитания прогрессивного значения петровской эпохи».
Но не менее многословно и действенно высказывалась и противоположная сторона - староверы, славянофилы, панслависты и интеллигенция. Позиция марксистов по отношению к Петру всегда была амбивалентна. Революционеры времен Ленина крайне симпатизировали деспотичному царю, потому что и они полагали, что Россию изменить сможет только «революция, насаждаемая сверху».
С этой точкой зрения был не согласен марксист, противник Ленина, Георгий Плеханов. «Своей европеизацией России Петр привел ее к концу, к логическому завершению при полной беспомощности населения перед государством, что является характерной чертой восточной деспотии», - отмечал Плеханов. А для столь почитаемого Лениным Александра Герцена Петр I был «деспотом по образцу комитета общественного спасения», потому что «переворот Петра сделал из нас худшее, что можно сделать из людей, - просвещенных рабов».
Выставка «Петр Первый. Великий реформатор», Эрмитаж, Амстердам, проходит до 13 сентября.