Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Новые санкции Запада могут стать фатальными для Sukhoi SuperJet 100

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Производитель самолетов Sukhoi SuperJet 100 компания «Гражданские самолеты Сухого» признала серьезные риски, связанные с санкциями западных стран против России из-за ее политики в отношении Украины. В финансовый отчет за второй квартал 2015 года компания впервые включила специальный раздел о рисках из-за возможного ужесточения санкций США и ЕС по поставкам иностранных комплектующих.

Производитель самолетов Sukhoi SuperJet 100 компания «Гражданские самолеты Сухого» признала серьезные риски, связанные с санкциями западных стран против России из-за ее политики в отношении Украины.

В финансовый отчет за второй квартал 2015 года компания впервые включила специальный раздел о рисках из-за возможного ужесточения санкций США и ЕС по поставкам иностранных комплектующих.

Из документа следует, что нынешние санкции пока серьезно не сказались на функционировании компании.

Однако ужесточение санкций фактически поставит крест на программе Sukhoi SuperJet 100 — это следует из отчета и в этом сходятся независимые авиационные эксперты.
Расчет на заграницу

Самолет Sukhoi SuperJet 100 изначально создавался на базе зарубежных технологий — иностранные узлы составляют в конечном продукте российских авиастроителей от 40 (оценка производителя) до 80 (данные независимых экспертов) процентов.

Объемы закупок комплектующих для серийного производства, согласно отчетам компании, варьируются из года в год, но находятся в тех же рамках — от 50 до 80 с небольшим процентов.

«Для чего это было сделано: с одной стороны, отечественные комплектующие не всегда есть. Например, у нас нет такого двигателя — такого класса, такой экономичности, такой тяги. То же самое бортовая авионика — все бортовое оборудование импортное, все без исключения», — объясняет авиационный эксперт Вадим Лукашевич.

По его оценке, для рентабельности проекта компании надо продать от 400 до 700 самолетов — такого внутреннего спроса в России просто нет. Поэтому второй причиной высокой доли иностранных компонентов в конструкции машины Лукашевич считает необходимость выходить с ней на внешние рынки.

«Сразу пошли на большое количество иностранных комплектующих для того, чтобы облегчить эксплуатацию машины за рубежом и решить все вопросы сертификации», — говорит эксперт.

По мнению обозревателя журнала «Взлет» Александра Веловича, иностранные комплектующие составляют около половины стоимости самолета Sukhoi SuperJet 100.


Санкции пока не влияют

Самолет Sukhoi Superjet 100


В новом отчете «Гражданских самолетов Сухого» констатируется, что «текущие санкции не влияют» на поставки комплектующих, хотя и отмечаются случаи с задержкой поставок отдельного оборудования.

Одновременно компания признает — хотя и не объясняет причин этого в отчете — значительное снижение темпов производства: на 2015 год запланирован выпуск всего 21 машины.

Для сравнения, в 2014 году было собрано 37 «суперджетов», а для окупаемости проекта, по признанию руководства компании, необходимо выйти на выпуск как минимум 60 самолетов в год.

Впрочем, с начала серийного производства «Сухому» удалось заключить контракты на поставку всего 130 машин, из которых на данный момент уже эксплуатируется около 70.

«До точки окупаемости, даже самой оптимистической, еще очень и очень далеко. Я вообще не уверен, что этот самолет когда-нибудь сам себя окупит», — заключает Александр Велович, уточняя, что его скептическая оценка даже не учитывает возможный эффект от санкций западных стран.


«Отсутствует возможность замены»


Компания «Гражданские самолеты Сухого» в отчете за второй квартал этого года называет ужесточение западных санкций жизненно критическим риском для проекта Sukhoi SuperJet 100.

«В случае распространения санкций на поставки авиационной техники (не только военного и двойного назначения, но и для гражданского назначения) отсутствует возможность альтернативной замены ПКИ (комплектующих)», — констатируют авторы документа, имея в виду продукцию нескольких иностранных производителей.

В документе приводятся и другие риски: в частности, использование самолетов Sukhoi SuperJet 100 на рейсах в Крым может привести к запрету на их обслуживание.

«Машина настолько сильно зависит от иностранных комплектующих, что если будет прекращена их поставка или какой-то их части, то можно говорить о том, что программа накрылась», — считает Вадим Лукашевич.

Эксперт подчеркивает, что угроза запрета на послепродажное обслуживание самолетов столь же серьезна, как и отказ поставлять комплектующие для сборки.

По словам Лукашевича, ресурс двигателя до планового ремонта невелик, а запчасти для него российский производитель заказывает у иностранных подрядчиков.


Бразильский конкурент


Газета «Ведомости» со ссылкой на представителя «Гражданских самолетов Сухого» сообщила о том, что минпромторг России соместно с компанией разработали некий «план импортозамещения компонентов в авиастроении», где «суперджету» уже найдено 22 российских аналога западным деталям.

Вадим Лукашевич признает, что какие-то комплектующие действительно можно выпускать и в России, хотя запуск их серийного производства потребует от полугода до полутора лет, на которые сборку SSJ100 придется остановить.

«Какие-то моменты можно заменить, но их немного. В основном связанное с каркасом самолета и авиационными системами: какие-то гидроцилиндры, стойки, тяги и так далее. Но если мы говорим об авионике, то у нас ее просто нет», — повторяет Лукашевич.

Главная проблема — с двигателем. По мнению Лукашевича, даже если отечественный двигатель для «суперджета» найдется, в такой комплектации самолет будет неконкурентноспособным.

«С нашими двигателями с их экономичностью такая машина не будет нужна никому за рубежом, учитывая, что у нас очень сильные конкуренты в лице Embraer», — приводит Лукашевич в пример бразильскую разработку такого же класса.

Александр Велович еще более категоричен — он считает, что других двигателей для SSJ100 просто нет.

«Если санкции ужесточатся, то ни о каком импортозамещении речи быть не может, это только какой-то другой может быть самолет», — резюмирует эскперт.

Вадим Лукашевич согласен с тем, что говорить в данном случае об импортозамещении попросту несерьезно.

«Самолет настолько „иностранный“, что проще создать новый с нуля. Как только мы говорим об импортозамещении в SuperJet, мы просто хороним эту программу», — говорит Лукашевич.

«Других самолетов просто нет»

Центр подготовки персонала самолёта Sukhoi Superjet 100


Вместе с тем обозреватель журнала «Взлет» Александр Велович обращает внимание на то, что дальнейшие санкции западных стран в отношении авиационной промышленности России вряд ли стоит рассматривать лишь в контексте компании «Гражданские самолеты Сухого».

Если санкции действительно распространятся на сферу гражданской авиации, просто встанет весь воздушный транспорт России, предупреждает эксперт.

«90 процентов пассажиропотока в России перевозится на самолетах Boeing и Airbus. Если уж совсем все будет плохо, то введением санкций западные страны могут просто воспрепятствовать эксплуатации всего авиационного парка российских авиакомпаний», — объясняет Велович.

До сих пор руководители Евросоюза и США не обсуждали возможность введения таких санкций.

При сохранении нынешней ситуации Александр Велович предлагает считать удачей, если «Сухой» произведет хотя бы 200-250 самолетов — хотя это количество и не окупит проект.

«Это будет относительный успех — просто потому, что никаких других самолетов в России, измеряемых сотнями экземпляров, их просто нету. Других самолетов просто нет. Это в общем единственный сейчас проект российской авиационной промышленности, который хоть как-то эксплуатируется — пусть с болезнями, с проблемами. А если его остановить, то вообще вся российская гражданская техника сойдет к нулю», — заключает Александр Велович.

По данным Счетной палаты на 2011 год, разработка Sukhoi SuperJet 100 обошлась России в 44 млрд рублей, хотя до этого в российской прессе называлась в три раза большая сумма — 4 млрд долларов.

Изначально самолет предполагалось продавать по 35 млн долларов за штуку, при объявленной себестоимости в 28 млн долларов.

«Аэрофлот», имеющий преференции как первый и самый пока крупный заказчик новой разработки, по некоторым данным, получает «суперджеты» по цене 23-25 млн долларов, что в значительной степени удлиняет срок достижения окупаемости проекта.