Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Экономические санкции против России, введенные Западом в марте 2014 году, без сомнения, неприятны. Но пока что они не достигли цели — ослабить позиции российского президента Владимира Путина. Более того, они, по всей видимости, оказали обратный эффект: Россия — и ее президент — стали еще сильнее, чем прежде.

Москва. — Экономические санкции против России, введенные Западом в марте 2014 году, без сомнения, неприятны. Но пока что они не достигли цели — ослабить позиции российского президента Владимира Путина. Более того, они, по всей видимости, оказали обратный эффект: Россия — и ее президент — стали еще сильнее, чем прежде.

Потери стран Европейского союза от сокращения объемов торговли с Россией оцениваются примерно в 100 миллиардов долларов, от чего пострадали, например, молочные фермеры Баварии и промышленные экспортеры из Восточной Германии. Российский ВВП, который умеренно рос в 2014 году, сократился на 4,6% в годовом выражении во втором квартале этого года. Рубль обесценился к доллару США более чем вдвое во второй половине прошлого года, что вызвало рост инфляции, которая в июле увеличилась на 15,6% по сравнению с июлем 2014 года.

Однако сейчас инфляция, похоже, уже достигла пика, а эффект от падения цен на нефть и газ смягчается укреплением доллара США, поэтому размеры золотовалютных резервов России даже выросли, достигнув в июне 362 миллиарда долларов (13% этой суммы приходится на золото). Несмотря на то, что Россия затягивает пояса, Путин сейчас популярен так, как никогда ранее.

Логика экономических санкций проста: свобода торговли и свободные рынки обеспечивают рост экономики (а значит, и политическую поддержку власти), напротив, ограничения этих свобод душат экономический рост (а значит, размывают поддержку правительства). Такой акцент на свободу торговли и рынков был центральным догматом в британской классической экономической науке XIX века. Он остается ключевым и для доминирующей сегодня неоклассической школы, чьи принципы выражены в так называемом «Вашингтонском консенсусе», принятом многими странами мира по рекомендации Международного валютного фонда. Согласно этим принципам, для развития экономики нужны — дерегулирование, открытие рынков, либерализация и приватизация.

Но данная теория фундаментально ошибочна. Ни одна экономическая держава не создавалась с опорой исключительно на политику laissez-faire (т.е. невмешательства государства в экономику). К примеру, экономический подъем Великобритании во многом стал результатом стратегического планирования, промышленной политики, а также тарифов и нетарифных торговых барьеров.

Промышленные достижения Великобритания начались с текстильной отрасли. Лидеры страны пришли к выводу, что экспорта сырья (в основном шерсти) недостаточно для стимулирования экономического развития. Для этого Англии надо было подняться вверх по лестнице добавленной стоимости, импортируя сырье и экспортируя готовую продукцию.

По этой причине власти Англии разработали промышленную политику, следствием которой стало привлечение фламандских ткачей в британские фирмы для передачи ноу-хау. Более того, английские власти воздвигли торговые барьеры: из-за запрета экспорта необработанной шерсти и импорта готовых шерстяных изделий индийский текстиль, который зачастую был лучшего качества и дешевле, не мог конкурировать с местной продукцией. Они также приняли законодательство о навигации, которое запрещало доступ иностранных судов в британские порты, и даже издали стимулирующий спрос закон, который обязывал хоронить мертвых в шерстяных саванах. В конце концов, механизация текстильной отрасли привела к Промышленной революции, а массовое производство и экспорт способствовали строительству крупнейшего в мире морского флота.

Еще в середине XIX века немецкий экономист Фридрих Лист подчеркивал ту роль, которую подобные меры сыграли в развитии Британии. В соответствии с его рекомендациями Соединенные Штаты, Германия и Япония проводили разумную промышленную политику и использовали торговый протекционизм, одновременно активно работая над поддержкой зарождающихся отраслей экономики. Эта стратегия помогла им развиваться быстрее и даже обогнать Великобританию.

Торговые ограничения также доказали свою эффективность в стимулировании экономического роста: в 1812 году, когда Великобритания объявила войну США и ввела торговое эмбарго, импортозамещение вызвало расцвет американской промышленности. После отмены эмбарго и снижения торговых тарифов, рост американского производства приостановился — вплоть до 1828 года, когда установление новых тарифов Британией вновь помогло подъему промышленности США. Точно так же, во время Первой мировой войны британское торговое эмбарго стало стимулом для развития немецких высокотехнологичных отраслей из-за необходимости замены импортной продукции.

Конечно, эффект эмбарго может быть разрушительным в случае, если у страны нет ресурсов, необходимых для импортозамещения. Именно по этой причине экономические санкции оказали столь негативное воздействие на Иран, а перед этим на Ирак.

Но в такой стране, как Россия, с ее обильными природными ресурсами, технологической экспертизой и опытной рабочей силой, санкции могут привести к противоположному эффекту. Советский Союз не преуспел в попытках воспользоваться этими факторами, что было вызвано слабой структурой стимулов в коммунистической системе. Сегодня же, напротив, в России капиталистический строй, предлагающий значительные выгоды тем, кто сумеет лучше приспособиться к нынешним ограничениям.

Иными словами, у России есть все необходимое для процветания, несмотря на санкции. Или даже из-за них. Однако превратить эту возможность в реальность России сможет, лишь проведя экономическую трансформацию.

Неоклассическая теория торговли основана на концепции сравнительного преимущества: страны должны использовать все свои сравнительно сильные стороны — от технологических успехов до ресурсных запасов. Но, как хорошо знали английские власти, и как показывает опыт многих африканских и латиноамериканских стран, простого экспорта сырья недостаточно для стимулирования развития. История свидетельствует, что самая эффективная политика развития основывалась на вмешательстве государства, создававшего национальные отрасли экономики с высокой добавленной стоимостью. В предыдущие десятилетия этот путь выбрали Япония, Тайвань, Южная Корея и Китай.

Для России движение вверх по лестнице добавленной стоимости не должно быть трудным. У нее есть все, что нужно, для изготовления готовой продукции, которую она ранее импортировала. Более того, импортозамещение уже привело к росту производительности в некоторых ключевых секторах экономики — машиностроении, нефтехимии, легкой промышленности, фармацевтике и сельском хозяйстве. В годовом исчислении экспорт товаров с высокой добавленной стоимостью вырос на 6% в первом квартале этого года.

Более того, российское руководство активизировало сотрудничество с другими странами группы БРИКС (Бразилией, Индией, Китаем и Южной Африкой), а Путин недавно объявил об амбициозных планах расширения внутреннего спроса.

Не исключено, что санкции Запада против России не просто не изменят украинскую ситуацию. Они станут хорошей подмогой стране в ее долгожданной структурной трансформации. Если Россия успешно скопирует режим контролируемого кредитования, который применяли страны Восточной Азии, и одновременно повысит эффективность управления, еще одно экономическое чудо станет возможным.

Обсуждение
Комментариев: 50
Правила
Эта статья опубликована более, чем 24 часа назад, а значит, она недоступна для комментирования. Новые материалы вы можете найти на главной странице.
М
МужикКакойта
15 октября 2015, 18:51
Если всё так хорошо, то надо ещё где нибудь набедокурить.
15 октября 2015, 19:01
:) С советами набедокурить нужно осторожнее:) А то многие высказывали предположения, что кто-то из властей читает здешние комменты и прислушиваются к советам:)
дд
дядя дима
15 октября 2015, 19:39
из властей? прислушиваются? это вряд ли. а вот члены т.н. экспертных групп- наверняка.
15 октября 2015, 20:07
А эти эксперты передают информацию "наверх" и те делают выводы:)) Шутка,конечно. А если серьезно, то хорошо бы конечно, если бы власть прислушивалась к народу. Не к здешнему - здесь если верить, народ в основном внешняя политика волнует. А к тому, который высказывается на нейтральных сайтах, на социальные темы. Хорошо, но практически невозможно.
д
думалка
15 октября 2015, 20:42
Ну неправда... Внешней политикой интересуются те кому не все-равно на внутреннюю. Это как в окно выглядывать чтобы понимать как одеться перед выходом на улицу!
Дв
Дружелюбный вампир
15 октября 2015, 19:55
сначала надо в какой-нибудь клуб вступить чтоб нас могли оттуда выгнать. Потом можно и бедокурить, думаю в Турции, чтоб турки границы позакрывали, аки хохлы. Ну и бонусом прибалты традиционно лужу пустят. Мне, в последнее время, какое-то инфернальное удовольствие ихние обмороки приносят.
T(
Trollblume (Trollius europaeus)
15 октября 2015, 20:05
Именно так! www.youtube.com/watch?v=2wU_KzaEYsc Ирада Зейналова
Й
Йети
15 октября 2015, 18:56
Сурков, ты?
С
Сурков
16 октября 2015, 09:54
Нет
15 октября 2015, 18:59
Если серьезно, то импортозамещение - это отлично, но его реализация не должна была зависеть ни от каких санкций. Глупо жить по принципу "пока гром не грянет, то мужик не перекрестится". А с этими санкциями обе стороны ведут себя как дети в песочнице.
ps
power struke
15 октября 2015, 19:45
Если серьёзно... то в макроэкономике нет понятия "глупо" или "не глупо". Есть, конечно, понятие "выгодно-невыгодно", но особенно забыто сейчас " возможно-невозможно"...Импортозамещение, силовым способом сверху, как показывает история, достигнуть невозможно. Об этом, мне кажется,автор и пишет, что санкции это шанс реформировать экономику...Раньше это было вряд ли возможно, сейчас - возможно! Заставить экономику отказаться от лёгких сырьевых денег, ещё никому не удавалось (почти), если только "не грянет гором", тгда и надо сеять и опосля собирать урожай...Хотя я не экономист.
k
kummel
16 октября 2015, 06:17
>Импортозамещение, силовым способом сверху, как показывает история, достигнуть невозможно. Вы статью каким местом читали?
G
G0r2
15 октября 2015, 21:16
но его реализация не должна была зависеть ни от каких санкций Вообще-то, реализация импортозамещения означает введение ограничительных мер, что автоматически вызывает ответные ограничительные меры, то есть, санкции. Более того, процесс подобного стимулирования всегда связан со временным снижением уровня жизни населения, что политически куда проще продать, если санкции введены извне.
15 октября 2015, 21:54
Ну просто, моя семья и все знакомые и без всяких санкций покупали отечественные продукты, даже не из каких-то там соображений, а потому что вкуснее. И очень многие люди поступали также. А после начала всей этой байды мало того, что цены взвинтили, так еще и качество попортилось (во всяком случае некоторых продуктов).
С
Стечкин
16 октября 2015, 00:04
А после начала всей этой байды Поэтому, все дружно идем и голосуем за КПРФ, ведь Зю и прочие СРы, переживают за тебя и твоих знакомых, больше чем за себя:)
Баритон
16 октября 2015, 08:51
Сейчас в России капитализм, и нет другой возможности заставить что-то производить внутри России в условиях открытого мирового рынка, кроме санкций. Это, знаете ли, как с НЭПом было: надо было развивать экономику, промышленность, надо было организовывать централизованное планирование госкорпораций, об этом троцкачи, сталинцы и бухаринцы друг друга с 24 года агитировали - но пока не возникла угроза войны, не пошло резкое снижение продаж зерна, НЭП цвел и пахнул, никто не дергался организовывать колхозы и начинать индустриализацию. Хотя если бы этим занялись пораньше, могли бы провести трансформацию прогнившего НЭПа в более эффективную на то время централизованную индустриальную экономику с меньшей кровью, и, возможно, дело не дошло бы до репрессий конца 30-х. Так что - таки да, других способов у лягушки выпрыгнуть из медленно подогреваемой кастрюли, кроме как ошпариться кипятком, нет.
S
Slonik
15 октября 2015, 19:19
Упс Кажется, эти пчёлы стали что-то подозревать.
S
Sheogorathof
15 октября 2015, 19:23
Автор забыл упомянуть, континентальную блокаду 1806. Тогда эта блокада во многом способствовала укреплению экономики Великобритании. И не сказать,что ссср не смог воспользоваться этим. Как раз наоборот, индустриализация в ссср и беспрецедентный рост ввп в истории случился во многом из-за изоляции.
Баритон
16 октября 2015, 08:53
Правильно. А индустриализация началась из-за "военной тревоги" в конце 20-х.
t
tatar
15 октября 2015, 19:24
Читаем статьи,оцениваем плюсы и минусы,кто-то хвалит нас(редко правда),кто-то ругает...и всетже,если отбросить зерна от плевл-истина где-то посередине. Одна правда,у России есть все:и богатста земли и народ могучий,гордый,при том талантливый.Главное что бы капитан правильно рулил что в штиль,что в шторм...
Ю
Юнгер
15 октября 2015, 19:38
с такими врагами и друзей не надо. все посчитали. по полочкам разложили. читаешь и радуешься. прелесть какая
v
vantezz2008
15 октября 2015, 19:49
Однако превратить эту возможность в реальность России сможет, лишь проведя экономическую трансформацию. да какие там к черту трансформации! мелкий бизнес душится на корню,в банковском секторе-монополизм возглавляемый гос банками что само собой губит конкуренцию в банковском секторе и никто ничего не хочет менять
15 октября 2015, 20:14
и никто ничего не хочет менять А НИЧЕГО "менять" и не надо, надо только...Конституцию выполнять. А там прописано, что "основная единица расчетов в РФ, - рубль". Надо перестраивать экономику "под себя" и "уходить от дяди". У нас же с утра до вечера псевдоэкономисты только о долларе слюни пускают. Вот кто будет в мире после этого рубль уважать? Пока банки не будут давать кредиты под такой же процент, который ЦБ им дает (2%), - толка не будет в экономике.
v
vantezz2008
15 октября 2015, 20:25
Пока банки не будут давать кредиты под такой же процент, который ЦБ им дает (2%), - толка не будет в экономике. не будет!а почему? изза отсутствия конкуренции как таковой в банковском секторе,государство защищает госбанки от конкуренции создавая монополию банков,тем самым гуит конкуренцию,тем самым обрекая своих же граждан брать кредиты под кабальные проценты
Баритон
16 октября 2015, 08:58
Мелкий бизнес никакого отношения к процветанию страны не имеет. Рабочие места, которые он создает - дерьмо и дешевая потогонка, спрос, соответственно, он не создает. Его функция - так, оказание мелких услуг и затыкание дырок, пока не придут серьезные ребята и не отправят их на биржу труда. И не надо забывать, что большинство мелких банков - это фактически аутсорсинг финансового отдела серьезных российских фирм, так что все справедливо.
R
RussianSnake
16 октября 2015, 02:12
Рекомендую ознакомиться с понятием ставки рефинансирования
T(
Trollblume (Trollius europaeus)
15 октября 2015, 20:16
Надо же, Якунин стал по-англицки попискивать! А мы-то думали, откуда столько позитива на фоне полок российских магазинов?
15 октября 2015, 20:20
Вряд ли это та самая ворюга:) Однофамилец видимо.
T(
Trollblume (Trollius europaeus)
15 октября 2015, 20:25
Тот самый, тот самый! Только выше ссылка неверная указана на оригинал. Там же и фотопортрет аккуратно приведен. www.project-syndicate.org/commentary/are-sanctions-helping-russia-by-richard-a--werner-and-vladimir- Не скучает хозяин шубохранилища!
15 октября 2015, 21:16
Вот прикол!))) Значит он теперь статьи пишет:) Ладно, так хоть вреда от него меньше, главное, чтобы к очередной "кормушке" не пристроили.
T(
Trollblume (Trollius europaeus)
15 октября 2015, 21:30
Сынулька его уже британское гражданство получает. Да, жизнь семейки удалась!
15 октября 2015, 21:48
"Патриоты", ничего не скажешь! Папа-жулик и сын- британский подданный:)
Команда Трампа
15 октября 2015, 22:08
С Якуниным полятно, а что Цветку троля на полках не хватает, хамона?
к
кирпич
15 октября 2015, 20:21
Более того, импортозамещение уже привело к росту производительности в некоторых ключевых секторах экономики — машиностроении, нефтехимии, легкой промышленности, фармацевтике и сельском хозяйстве. В годовом исчислении экспорт товаров с высокой добавленной стоимостью вырос на 6% в первом квартале этого года. Да нееее, врёт! Наша экономика порвана в клочья!
r
rdr
15 октября 2015, 20:22
рост валютных курсов сделал российскую продукцию очень привлекательной А спрос всегда стимулирует экономику. Поэтому толпы китайцев с калькуляторами радуются 'дешевизне' товаров. Парадокс: ВВП исчисляемый в долларах США падает из-за скачка валютного курса, а в количественном выражении и в рублях производство и торговля могут развиваться. И сальдо торгового баланса растет из-за 'дороговизны импорта'. Свято место пусто не бывает... тем более в торговле... при глобальном капитализме.
Пм
Пьяный медведь балалаечник
15 октября 2015, 20:58
Всё логично, так что, главное, что бы западные фашисты этого не поняли и не отменили санкции.
15 октября 2015, 21:32
Промышленные достижения Великобритания начались с текстильной отрасли. достижения наглосаксов в стабильности, без переворотов и войн.. счастье их в том, что их оппоненты русские не используют перевороты и другие подлости по отношению к своим врагам.. иногда наверное надо поступать по ихнему и их методами, но наверное мы тогда перестанем быть русскими..
s
segeyros
15 октября 2015, 21:51
"Экономические санкции против России, введенные Западом в марте 2014 году, без сомнения, неприятны. Но пока что они не достигли цели — ослабить позиции российского президента Владимира Путина. Более того, они, по всей видимости, оказали обратный эффект: Россия — и ее президент — стали еще сильнее" и вошли в Сирию, потеснив там Запад. Тем самым Россия переместила поле геополитической битвы со своей территории на территорию, контролируемую до недавнего времени Западом. Если мы введем еще санкций, то рискуем еще больше укрепить Россию и можем увидеть ее военные базы в Исландии и Венесуэле.
П
Путник7
15 октября 2015, 21:52
Русские очень не любят непорядочность То как поступили с нами пиндосы в 90-х стало самым главным уроком для тех соотечественников, которые верили, что Запад - светоч демократии, где вся пресса свободная, все люди счастливы, джинсов горы, сотни сортов халявной колбасы и все в шоколаде. Уже после Югославии много стало ясно для мене-более сообразительных. А после Ирака, Ливии, Афганистана, Украины - даже для самых наивных.
h
hermes
15 октября 2015, 22:11
Согласен! Мы прозрели!
БЯ
Баба Яга
15 октября 2015, 22:28
Была версия, что когда нас ругают,значит мы всё делаем правильно, а тут почти что хвалят. Мы где-то облажались?
ЛеонID
15 октября 2015, 23:59
На соавтора посмотрите... Ричард А. Вернер (Richard A. Werner), Владимир Якунин
С
Стечкин
16 октября 2015, 00:09
Мы где-то облажались? Вы то да... Ну только не ври, что ты имеешь отношение к РФ...
2
2iter
15 октября 2015, 22:49
Как хорошо то всё расписано Только не сказано главного: -у России есть сильный политик во главе и нет хорошего экономиста вкупе с сильной карающей рукой за экономические преступления. А то за сворованную шапку получишь года три, а за Оборонсервис практически ничего. И это не смотря на то, что шапку тоже вернули или выплатили её стоимость... Пока суд для избранных - хоть что пиши и говори с трибун, всё словами и останется.
AR
Aleksandr Romanov
15 октября 2015, 23:54
Где-то прочитал Чтобы задания правительства выполнялись исполнитель должен знать не только срок выполнения задания, нои срок за невыполнение.
С
Стечкин
16 октября 2015, 00:19
а за Оборонсервис практически ничего Я просто оставлю тут пару комментов про это:) "Очень вовремя вспомнила Сердюкова! Я немного знаком с методами работы спецлужб и само утверждение Сердюкова (Гражданского лица) на посту главы МинОбороны мне о многом сказало. Тогда, конечно трудно было избавиться от эмоций, главным образом потому, что такой шаг говорил сам за себя - в Кремле что-то "не чисто". Такими вещами не шутят, особенно в момент становления по сути Нового Государства. Но это было сделано. Однако, эпоха самодурства одного человека осталась в истории и сам по себе факт появления в Кремле ВВП об этом очень красноречиво говорит. Я сделал для себя вывод, что отныне Государством управляет некая Система. А Системы крайне редко допускают такие бездарные ошибки, как назначение гражданского лица на должности, в которой оно - это лицо - ни бум-бум... Но ведь назначили! Значит очень даже "бум-бум" - этот человек. Просто кто-то это знал наверняка, а кто-то рассчитывал именно на то, что "ни бум-бум". Сама по себе должность Министра Обороны - это очень интересная должность. Не просто министерское кресло, а..., я бы сказал "хаб", находящийся в прямом подчинении у Главнокомандующего, но имеющий свободный доступ и в ГШ, и в ГРУ, и в МЧС, и в МинЭкономики, и в МинПром, и даже в МинЗдрав, и в МинКульт МинОбр... Через Министра Обороны идут колоссальные потоки информации. А в наше время миром владеет тот, кто владеет информацией. Сердюков был подсадной уткой. Он собирал и передавал информацию Системе. "Дела" росли и всё новые папки занимали своё место на стеллажах архива Системы. Я думаю, что близится тот час, когда все эти "Дела" всплывут. И мы станем свидетелями той - настоящей работы Сердюкова на посту МинОбороны, за которую он и получил орден. Его репутация будет выбелена и очищена. Зато мы многое узнаем об истинном лице тех людей, которых даже и заподозрить в предательстве не могли. И конечно, Димон уже не сможет натянуть на себя маску полудурка с айфоном." "Блеск!!! Я все собиралась на фоне той истерики по поводу Васильевой отделить мух от котлет и рассказать то, что, по крайней мере, мне известно. Ты сейчас настолько правильно все описал, что буквально губ снял. Расчет был сделан именно на это: все решили, что он Табуреткин и спокойно крали и были счастливы. И при этом докладывали своим Хозяевам, что армия благополучно разваливается. Только хрен там. Все, что якобы "развалили" восстановили в течение полугода. Дел завели много по принципу сядут усе. Причем, практически все они были людьми ДАМа. Само родство Васильевой и Айфона тоже о многом говорит. Операция была блестящей, пожалуй, одна из лучших в карьере ВВП. И только те, кто в теме, сразу соглашаются, потому что имеют представление о настоящем положении дел. Кстати, Сердюков - действительно большой патриот России и хороший мужик."
Баритон
16 октября 2015, 09:05
А я думал, что Табуреткина назначили, чтобы уничтожить старую Советскую армию. России нужна была новая армия, мелкая, колониальная, профессиональная, для грабежа индейцев и борьбы с собственным народом, унаследованная от СССР армия для этого не годилась, но трансформировать ее было невозможно, это принципиально разные армии. Поэтому Сердюков ее и разваливал (впрочем, может, он действительно заодно и коррупционеров провоцировал, как здесь сказано). Ну, а как все развалил - тут и пришло время Шойгу.
ВО
Вещий Олег
16 октября 2015, 00:50
Каждый день молюсь Чтобы запад не вздумал санкции отменить. Пока все было хорошо, наши жирные коты и делать ничего не хотели. А теперь хочешь не хочешь, а придется импортозамещением заниматься, свое производство развивать. Эх, никогда Запад не понимал психологию русского человека. Когда все хорошо, на солнышке, да в тепле, мы расслабляемся, впитываем в себя редкие часы отдыха. А когда приходит ненастье, когда гроза, когда война, русский человек собирается, злее становится. Стиснет зубы и все перенесет, все переможет. Через не могу, с матом, с хрипом, до скрежета зубовного, упрется и стоять будет пока жив. И чем сильнее нас нагибают, тем сильнее мы упираемся. Так что давайте, давайте, гнобите нас. Только когда огромный разъяренный русский медведь сломает свою клетку, в которую вы пытались его посадить и встанет на задние лапы во весь свой гигантский рост, тогда уж не обессудьте...
A
ALL
16 октября 2015, 08:10
У нее есть все, что нужно, для изготовления готовой продукции, которую она ранее импортировала. Есть все. Вот только сколько же на это денег потребуется? Ведь нужно построить заводы, разработать технологии и многое другое. Такие реформы приводят к успеху только в случае, если у страны есть большой внутренний рынок для каждого товара, который мы начинаем производить.
B
BaronKarabas
16 октября 2015, 09:31
Люди строят завод, люди добывают ресурсы, люди сеют и жнут. Но деньги, чертовы деньги. В теории можно и без них, но увы.
Эта статья опубликована более, чем 24 часа назад, а значит, она недоступна для комментирования. Новые материалы вы можете найти на главной странице.
Рекомендуем