Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Новая Россия начнется здесь?

© Фото : Егор ЛавренчукЦаговский лес Жуковский протест экология
Цаговский лес Жуковский протест экология
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Однажды ночью ОМОН перекрыл кордоном подходы к лесу, установив в качестве дополнительной защиты от граждан колючую проволоку военного типа. Пока силы правопорядка при свете прожекторов (уже была ночь) отражали атаку защитников леса, свезенные на место лесорубы начали свою работу. Делали они это кое-как, наспех, не вывозя деревьев, сосны падали одна на другую, а лесорубы шли дальше...

В город Жуковский с московского Казанского вокзала - час пути обычной российской электричкой. Но поездка того стоит. Не только потому, что по дороге можно насмотреться самого разного, потому что ходящие по поездам торговцы предлагают всевозможные товары от карты Москвы и расписания поездов до игрушек и детских книг, и не только потому, что звук слова «Жуковский» заставляет чаще биться сердце любителей авиации во всем мире (этот город со стотысячным населением остается важным пунктом на карте российского воздухоплавания: здесь проходит ежегодное авиашоу, сравнимое по престижу и размаху только с французским Ле Бурже). В первую очередь, Жуковский - это место, где произошло нечто совершенно нетипичное для российских реалий.

Деревья под топор

Лагерь защитников Цаговского леса


За городом возвышается красивый сосновый лес. Сухой, чистый воздух. Лес местами столетний, реликтовый, то есть такой, где растут растения, которых уже нет нигде поблизости. Высокие мачтовые сосны: именно их было решено пустить под топор. Подмосковные власти решили проложить через лес новое шоссе. Шоссе нужное, но провести его можно было в другом месте, что не было бы гораздо дороже или гораздо сложнее. Однако в таком случае на оставшихся от строительства дороги участках не удалось бы построить новый эксклюзивный район, за который можно получить от застройщика огромный откат: близко от Москвы, в лесу, отличная (когда будет готово шоссе) коммуникационная доступность… Как говорит Наталья Знаменская, издатель и главный редактор местного еженедельника «Жуковские вести», это очевидно любому россиянину,

Жуковский в этом плане не исключение. С аналогичными ситуациями сталкивались многие российские города. Мировую известность получил город Химки, находящийся совсем близко от Москвы. Там тоже шла речь о новой автостраде (Москва - Петербург), и тоже разгорелся протест, лидер которого, Евгения Чирикова, получила популярность в кругах оппозиционно настроенной интеллигенции и стала одной из заметных фигур российского демократического движения. Там тоже, как и в Жуковском, защитники леса разбили лагерь, на который неоднократно нападал то ОМОН, то работающие на строительстве дороги охранники.

Все это было и в Жуковском. Однажды ночью ОМОН перекрыл подходы к лесу кордоном, установив в качестве дополнительной защиты от граждан колючую проволоку военного типа. Пока силы правопорядка при свете прожекторов (уже была ночь) отражали атаку защитников леса, свезенные на место лесорубы начали свою работу. Делали они это кое-как, наспех, не вывозя деревьев, сосны падали одна на другую, а лесорубы шли дальше. «Просто чудо, что в таких условиях они не поубивали друг друга», - рассказывает журналист «Жуковских вестей».

Беспаспортный лес

Ситуация в Цаговском лесу


«На следующий день я вышел гулять с собакой, - рассказывает Вася, 50-летний компьютерный график, присоединившийся к защитникам леса только после рейда ОМОНа. - Смотрю и вижу эти поваленные столетние деревья. Весь этот ужас. А вдалеке, у стены еще стоящих деревьев - маленькая палатка, над которой взвивается небо зеленый воздушный шарик. Конечно, я знал, что это защитники леса. Я стою, смотрю и чувствую, что моя жизнь раскалывается надвое, что сейчас поворотный пункт: или я к ним присоединюсь или нет, и уже ничего не будет, как раньше. Я понимаю, что случиться может что угодно: меня могут побить, посадить в тюрьму. Но тут у меня появляется мысль: если я струшу, если не присоединюсь к ним, то никогда в жизни… не смогу прочитать ни единой книги. Ведь если бы я наткнулся где-нибудь на отважного героя, который борется за правое дело, я бы подумал: это не обо мне. И не смог бы читать дальше. Я так подумал и сделал первый шаг, потом второй и был уже возле палатки».

Такие смелые люди были и в Химках, в целом казалось, что ситуация развивается по идентичному сценарию. Только в Химках, как это обычно происходит в России, общественная сторона оказалась в проигравших - лес вырубили. В Жуковском произошло наоборот: город начал жить в ритме очередных, все более многочисленных, митингов.

«В Химках, несмотря на смелость Жени Чириковой и поддержку либеральных московских СМИ, люди не знали, что что-то происходит, - рассказывает Наталья Знаменская. - У нас было по-другому: к борьбе подключилась масса народа».

Потом случилась отставка регионального руководства - многолетнего губернатора Подмосковья Бориса Громова. Генерала, последнего командующего советского контингента в Афганистане, сменил Сергей Шойгу - создатель и руководитель Министерства по чрезвычайным ситуациям и, пожалуй, единственный человек из путинской команды, пользующийся популярностью в обществе.

В подмосковном Жуковском ночью начали рубить реликтовый Цаговский лес


Знаменская рассказывает, что Шойгу приехал и прямо перед телекамерами устроил мэру головомойку: «Что вы сделали с таким прекрасным лесом?!» А мэр потел и оправдывался: «Я писал в Москву, в министерство, и получил ответ, что нашего леса в реестре нет…» Действительно, леса в Жуковском теоретически не было. Говоря русским официальным языком, он «не имел кадастрового паспорта». Чиновники, которые хотели его вырубить, сделали так, что лес был зарегистрирован как «древесно-кустарниковая растительность». В итоге Шойгу официально прекратил вырубку, которая была уже фактически остановлена.

Разгромленная партия Путина

Каким чудом жуковчанам удалось победить? «Во-первых, это совсем не такой город, как, например, Химки, - рассказывает главред "Жуковских вестей". - Химки - это спальный район столицы, а здесь люди знают друг друга. Кроме того жители - это по большей части интеллигенция, ученые. Они лучше осознают, что для них важно». В Жуковском, в отличие от Химок, была сильная независимая местная газета, которую читает примерно половина взрослых горожан. Этот еженедельник выходит с 90-х годов. В те годы в России появилась независимая пресса, позже почти везде местному руководству и связанным с ним бизнес-структурам удалось взять ее под свой контроль или уничтожить. Но не в Жуковском.

Когда заместитель мэра, угрожая проблемами с властью, приказал местным предпринимателям убрать из «Вестей» свои объявления, журналисты обнародовали этот факт и то, что этот чиновник (что для России характерно) сам является бизнесменом, тайно владеющим предприятием, которое дает объявления в газету.

В другом городе этого было бы недостаточно или ухудшило бы дальнейшую судьбу редакции. Кого-то могли бы избить или даже сделать инвалидом, а газета бы прекратила существование. Но в Жуковском вышло по-другому. Бизнес не послушался мэра и не убрал объявлений. Некоторые объясняют феномен победы просто: работники авиационных предприятий занимают высокое место в военной и околовоенной иерархии, а одновременно хотят жить в приятном городе. Оказалось, что они просто располагают более сильным влиянием, чем местные власти.

Но все же это, скорее всего, не совсем так. Оставим за скобками факт, что коррупционный проект под названием «Дорога через Цаговский лес» связывался многими напрямую с генералом Громовым. Важнее другое: жуковский феномен не ограничивался одним лесом. В ходе последних выборов в Думу, проходивших в атмосфере подтасовок и шантажа, случилась невероятная вещь: правящая партия «Единая Россия» получила здесь (более того, это было позже подтверждено официально) лишь третье место после коммунистов и «Справедливой России» - партий, за которых без особого энтузиазма и даже с отвращением голосовали оппозиционно настроенные россияне, чтобы выразить свой протест. А почти во всех других местах «Единая Россия», даже если не получала половины голосов избирателей, добивалась относительного большинства.

Так что даже если в жуковском феномене большую роль играл факт, что некоторые горожане обладали влиятельными связями, о которых могут только мечтать жители других подмосковных населенных пунктов, видно, что речь шла не только о личных интересах. Может быть, они просто мечтали о другой России?

«Сейчас мы приступаем к подготовке выборов в альтернативный городской совет», - рассказывает Знаменская. Эта 50-летняя блондинка излучает энергию, которой не постыдился бы, пожалуй, ни один из производящихся на местных заводах сверхзвуковой истребитель нового поколения. «Жуковские вести» она основала двадцать лет назад. «Мы делаем систему электронного голосования, заодно будет пять избирательных участков для тех, кто не пользуется интернетом. Дебаты кандидатов тоже будут транслироваться в сети. Я надеюсь, что в голосовании примет участие десять процентов горожан. Конечно, мы не отберем власти у нынешнего руководства, но будет создан орган, с которым ему придется считаться», - объясняет Знаменская.

Может быть, новая Россия начнется с Жуковского?