Можно ли найти объяснение политической стратегии презрения? Прежде чем ответить на этот вопрос следует сделать одно замечание: есть государства, где эта стратегия стала орудием оппозиционной общественной мысли и соответственно, не служит, как в Польше, поддержанию гегемонии партии власти.
Какое-то время назад в интернете появилось заявление известного российского тележурналиста Владимира Познера, в котором говорилось, что его автор собирается покинуть страну, не желая делить ее с... обезьянами, то есть политиками из кругов истеблишмента, опирающимися на патриотические ценности в клерикально-шовинистической интерпретации. Эти политики удостоились следующей характеристики: «у них впереди долгий путь эволюции. Возможно, и из них получатся люди».
Заявление Познера оказалось фальшивкой, изначально размещенной на сатирическом сервисе фейковых новостей Fognews. Вся акция была рассчитана на увеличение посещаемости, но новость успела получить широкий резонанс. Сам ее герой не придал инциденту особого внимания. Однако в каждой шутке есть доля правды. Действительно, Познер — это типичный либеральный интеллектуал, занимающийся бичеванием используемого путинским режимом консервативного бренда. Следует приглядеться к этой фигуре внимательнее.
Читайте также: Блогозрение - Мастерская ассиметричных ответов из "госду-ы" ополчились на Владимира Познера
Познер родился в 1934 году в Париже. Его отец — журналист еврейского происхождения, эмигрировавший из России, в 40-е годы стал сотрудником советской разведки. В 50-е годы вся семья переехала в СССР, где Познер получил биологическое образование, а затем сделал журналистскую карьеру. Жизнь на Западе сделала свое дело: он остался ментально человеком из другого мира, о чем свидетельствует хотя бы (столь далекая от советской сермяжности) элегантность, с которой он очаровывает своих собеседников в еженедельной программе на Первом канале российского телевидения. Познер, по сей день, как он сам признается, чувствует себя в России чужаком, и удерживает его в этой стране только работа. Впрочем, ничто не мешает ему уехать, у него есть три паспорта: российский, американский и французский. В плане взглядов Познер называет себя атеистом (хотя в детстве был крещен в Католической церкви), сторонником официальных однополых браков, легализации наркотиков (в качестве метода борьбы с наркобизнесом) и права на эвтаназию.
Отмечу, что когда чуть больше месяца назад в Думе обсуждался проект закона, вводящего уголовную ответственность за критику антигитлеровской коалиции (в первую очередь — Красной армии), Познер раскритиковал эту инициативу, усмотрев в ней попытку запретить любого рода обсуждение советских преступлений времен Второй мировой войны. В свою очередь, в 2011 году, когда Познер назвал Сталина виновником катынского преступления, внук диктатора, Евгений Джугашвили, подал на журналиста в суд.
Вернемся, однако, к фальшивому заявлению. Оно напоминает один анекдот, ходивший в 80-х годах среди советских евреев. В то время империя зла проводила политику так называемого государственного антисемитизма, неформально притесняя советских граждан еврейского происхождения, поскольку именно из этой национальной группы происходила значительная часть диссидентов. Большую роль играло и то, что Израиль был союзником США. В анекдоте задавался вопрос: как будет называться главная информационная программа советского телевидения, посвященная местным новостям, когда из СССР уедет последний еврей? Ответ звучал: «В мире животных».
Также по теме: Познер - Неумно со стороны России не признавать оккупацию своей ошибкой
Эта чувство интеллигентского превосходства над плебсом, дорвавшимся до власти в результате октябрьской революции, кажется очень знакомым. Возможно, именно из-за него нынешняя критика, которую высказывают российские либеральные интеллектуалы в адрес путинского авторитаризма, не попадает на благодатную почву. В такой ситуации размышления об оправданности стратегии политического презрения имеют мало смысла, потому что она оказывается неэффективной.
Конечно, люди покроя Познера останутся для зрителей Первого канала телезвездами, но политическое будущее принадлежит кому-то другому. Кому? Возможно, Алексею Навальному.
Недавно он был приговорен к пяти годам заключения за, как это сформулировал суд, причинение ущерба государственному предприятию «Кировлес» (хотя политический характер приговора — это секрет Полишинеля). Однако потом Навальный может вернуться в политику. В отличие от либеральных интеллектуалов он близок российскому обществу, не боясь, например, заигрывать с идеей пресечения наплыва в Москву и Петербург эмигрантов с Северного Кавказа, отбирающих у местного населения рабочие места. Ведь на самом деле единственная реальная угроза путинскому режиму — это сегодня антисистемный популизм.