Сказать, что польские компании полюбили Россию, было бы преувеличением. Эти отношения можно описать как оправдавший себя брак по расчету. Известно, что в России невозможно отделить экономику от политики, а коррупция, бюрократия, расплывчатые законы или непонятные решения чиновников значительно осложняют инвестиции и торговлю. Однако огромный и процветающий, несмотря на европейский кризис, российский рынок дает прекрасные возможности для развития бизнеса и получения исключительных прибылей.
Поэтому в последние годы польский экспорт в Россию развивается гораздо активнее, чем торговые отношения с другими нашими важными партнерами. Автомобильные предприятия, производители различного оборудования, продуктов питания (от мяса до овощей), не оглядываясь на политику, зарабатывают на сотрудничестве с российской стороной большие деньги. И такая возможность кажется тем более ценной, что крупнейшие покупатели наших товаров из Германии, Великобритании или Франции в последнее время резко сократили объем покупок. Можно сказать, что развитие торгового оборота с Россией спасло в польских компаниях немало рабочих мест. Благодаря изменениям в сфере страхования экспортных контрактов с восточными покупателями, темп развития этой отрасли должен дополнительно ускориться.
Читайте также: В России ценят польское качество
Проблем, конечно, хватает. И этого не изменил тот факт, что ровно 18 месяцев назад после долгих лет мучительных переговоров Россия стала членом Всемирной торговой организации.
Вчера Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору сообщила о введении углубленного контроля польской свинины. Результатом станут задержки поставок, что наверняка отразится на доходах наших предприятий. Между тем временные проблемы не должны заслонить от них ту выгоду, которую несет в себе сотрудничество с Россией.
Не стоит забывать и о том, что россияне не относятся к нам как-то по-особому: за один только прошедший год Кремль вводил ограничения на импорт сельскохозяйственной и пищевой продукции из Австрии, Швеции и Финляндии, мяса из Германии, картофеля из всех стран ЕС, а также грозил США приостановить импорт говядины и свинины.
Польские фирмы оказались в этом смысле в хорошей компании. Разница лишь в том, что предприятия из Западной Европы или США (обычно это крупные концерны) могут рассчитывать на эффективную помощь руководства своих стран. Наши бизнесмены (чаще всего это мелкие или средние предприниматели) такого комфорта лишены. И пока это не изменится, борьбу за российский рынок мы будем вести на заведомо худших условиях.