Многочисленные слухи насчет доклада Пентагона о неопознанных воздушных объектах начали ходить задолго до публикации его незасекреченной части в конце июня.
Предположительно, документ содержит исчерпывающее описание того, что известно правительству США о неопознанных воздушных явлениях — или неопознанных летающих объектах (НЛО), как их чаще всего называют в народе.
Не так давно The New York Times опубликовала материал, основанный, по словам журналистов, на материале обзора зарегистрированных явлений авторства высокопоставленных официальных лиц, знакомых с содержанием доклада. Эти лица остались анонимными. Согласно источникам газеты, в докладе не описано четкой связи между более сотни инцидентов с участием неопознанных летающих объектов, зарегистрированных в последние два десятилетия, и предположительным посещением Земли инопланетянами.
Если верить источникам The New York Times, у нас по-прежнему нет оснований интерпретировать неопознанные объекты в небе как свидетельство существования инопланетян. Но значит ли это, что их действительно не существует? А если они есть где-нибудь во вселенной, сможем ли мы найти их? Или, может быть, они так сильно от нас отличаются, что мы просто не способны их обнаружить в том смысле, в котором это имело бы для нас значение?
Мы спросили пятерых экспертов.
Четверо из пяти наших экспертов считают, что инопланетяне существуют
Джонти Хорнер (Jonti Horner), астробиолог
Я считаю, что ответ — однозначное «да». Но, на мой взгляд, гораздо более важный вопрос: достаточно ли они близко к нам, чтобы мы смогли их обнаружить?
Космос невероятно велик. За последние несколько десятилетий мы узнали, что почти у каждой звезды в космосе есть планеты. Наша галактика Млечный Путь насчитывает до 400 миллиардов звезд. Если бы у каждой из них было по пять планет, только в нашей галактике оказалось бы два триллиона планет.
Но обнаружим ли мы когда-нибудь такую внеземную жизнь? Сложный вопрос. Представьте себе, что на каждый миллиард звезд приходится одна, у которой есть планета, где смогла развиться технологически продвинутая цивилизация, способная выкрикивать о своем существовании в пространство.
Что ж, это будет значить, что в нашей галактике — 400 звезд с технологически продвинутыми цивилизациями. Но наша галактика огромна — 100 000 световых лет из конца в конец. Это настолько много, что в среднем звезды с цивилизациями будут находиться на расстоянии примерно в 10 000 световых лет друг от друга. Для нас это слишком далеко, чтобы уловить сигналы (по крайней мере сегодня), если только они не окажутся намного мощнее тех, что в состоянии послать мы сами!
Так что, хотя я и считаю, что инопланетяне существуют, найти доказательства этому крайне трудно.
Стивен Тингэй (Steven Tingay), астрофизик
Да. Но это, конечно, смелое утверждение. Так что давайте проясним, о чем именно идет речь.
Я считаю, что термин «инопланетянин» охватывает все формы жизни в нашем земном понимании, обитающие в любом другом месте, кроме Земли. При этом сейчас нет полного консенсуса насчет определения жизни. Это очень сложное понятие. Но если бы мы нашли что-то вроде бактерий где угодно вне Земли, я бы классифицировал это как инопланетную жизнь.
Во вселенной — сотни миллиардов галактик, и в каждой из них — миллиарды и миллиарды звезд. У большинства звезд есть как минимум одна планета. Эти системы образуются из богатой смеси элементов, в том числе тех, что считаются необходимыми для возникновения и поддержания жизни. Таким образом, трудно поверить, что особое сочетание условий, которое вылилось в появление жизни на Земле, сложилось только у нас, но не на триллионах других планет во вселенной.
Однако еще не известно, что это за жизнь: нечто вроде бактерий или захватывающая дух «технологически продвинутая цивилизация», с которой мы могли бы наладить общение. Сейчас предпринимаются значительные усилия по поиску инопланетных цивилизаций, которые могут использовать схожие с нами технологии, такие как мощные радиотелескопы, передающие радиоволновые сообщения с далеких планетных систем.
И, конечно, вполне может оказаться, что наше определение жизни слишком узкое, а инопланетяне — где бы они ни были — играют по совсем другим правилам.
Хелен Мэйнард-Кейзли (Helen Maynard-Casely), планетолог
Я придерживаюсь мнения, что это лишь вопрос времени, и рано или поздно мы обнаружим нечто похожее на жизнь за пределами Земли. В последнее время мы все чаще находим в нашей Солнечной системе места, потенциально благоприятные для жизни в том виде, в каком мы ее знаем. Возьмем, например, подледные океаны на Европе и Ганимеде (две большие луны Юпитера): там и температура подходящая, и вода есть, и необходимые минералы.
Но, опять же, это рассуждения через призму нашего земного опыта. Конечно, инопланетная жизнь может очень сильно отличаться от нашей.
Вот почему я так рада, что мы продолжаем изучать луну Сатурна Титан. На поверхности Титана обнаружено очень много интересных молекул, а также активные метеорологические условия, способствующие их распространению, — и это ведь тоже в нашей собственной Солнечной системе. А мы знаем, что в нашей галактике есть и другие планетные системы.
Учитывая все вышесказанное, кажется более или менее неизбежным, что когда-нибудь мы найдем места обитания неких активных биоорганизмов. Смогут ли они с нами поздороваться? Вот это уже другой вопрос.
Ребекка Аллен (Rebecca Allen), эксперт по космическим технологиям
Да, но, вероятно, они не похожи на нас.
По оценкам, только в нашей галактике — более 100 миллиардов планет (около 6 миллиардов потенциально могут быть похожи на Землю). Следовательно, вероятность, что внеземная жизнь существует, практически подтверждена.
На самом деле НАСА недавно отправило астронавтам Международной космической станции компанию крошечных тихоходок (их еще называют «водяными медведями»), чтобы можно было изучить их поведение в экстремальной среде. С учетом того, что в нашей солнечной системе обнаружены ключевые ингредиенты для возникновения жизни, кажется вполне вероятным, что самый устойчивые земные организмы могут быть распространены по всей галактике.
Но что насчет более продвинутой жизни? Дело в том, что космос огромен. Благодаря работе космической обсерватории НАСА мы узнали, что найти другие миры сложно, не говоря уже о том, чтобы понять, похожи ли они на Землю. Вспомните, что на развитие жизни на Земле потребовались миллиарды лет, — и вы поймете, что шанс найти аналогичных нам инопланетян очень невелик.
Но надежда жива, и ученые продолжают с помощью передовых радиотелескопов искать в небе новые необычные сигналы, которые можно принять за попытку коммуникации.
Мартин Ван-Кранендонк (Martin Van-Kranendonk), астробиолог
Простой ответ на этот вопрос — «нет».
Если опираться исключительно на эмпирические данные и предполагать, что вопрос касается любой формы жизни за пределами Земли, не связанной с деятельностью человека, то ответ, насколько мы знаем, должен быть «нет».
Но, конечно, наши знания по этому вопросу ограничены — мы не исследовали каждый уголок вселенной на предмет признаков жизни, и мы даже не знаем, что может представлять собой жизнь в другой химической системе. К тому же даже здесь, на Земле, нет признанного всеми определения жизни на основе углерода.
Так что, пожалуй, более развернутый ответ будет звучать так: мы не знаем. На самом деле не исключено, что мы вообще никогда не сможем ответить на этот вопрос. Но, конечно, сейчас проделывается большая работа, чтобы попытаться это сделать.
Возможно, однажды мы узнаем, есть ли у нас соседи по космическому пространству. Или мы и правда совсем одни? А может, и нет.