22 августа прочитал мнение политолога Пеэтера Тайма о том, что русские Эстонии идеализируют Россию из-за проблем, созданных и создаваемых Эстонским государством для русской общины Эстонии.
На моей памяти впервые была очень четко названа одна из причин идеализации - «окружены проблемами, которые созданы Эстонией». Это значит, что появляются место и возможность для разговора.
Вместе с тем господин Тайм позволил себе уйти от сути проблемы в поиски некоторого иного источника идеализации, которым по традиции стало информационное поле - российское телевидение. Здесь могу заметить, что являясь (помимо всего прочего) редактором интернет-портала venetuum.info <http://venetuum.info/> - Русский взгляд на Эстонию, мне пришлось столкнуться с особенно курьезным случаем весной этого года. 12 марта, когда был открыт портал, пресс-релиз об этом событии был отправлен во все эстоноязычные СМИ. Но никто его не опубликовал, несмотря даже на телефонные звонки в редакции. Однако через два дня информация о портале появилась на эстонском языке на сайте МИД Эстонии в рубрике «Эстония в зарубежных СМИ». МИД нашло информацию на сайте РИА Новости, которые в свою очередь получили ее через русские СМИ Эстонии, незамедлительно опубликовавшие пресс-релиз. Интересная получилась судьба у сообщения об открытии интернет-страницы. Здесь хочется поинтересоваться, воскликнув: Как там поживает информационное поле эстонской общины?!
Но вернемся к тезису Пеэтера Тайма о связи идеализации России с проблемами, созданными государством для русских Эстонии. Подтверждением этого важного высказывания может служить эксперимент, при котором бы одновременно сочетались похвалы в адрес Эстонии и упреки в адрес России. Это явление нам довелось наблюдать относительно недавно на примере семьи из Санкт-Петербурга, которая решила перебраться жить в Эстонию. В общении с журналистами отец семейства Алексей посетовал на Россию и положительно отозвался об Эстонии, что вызвало в ответ волну негативных откликов от читателей. На этом примере особенно хорошо была видна работа связки «Эстония - хорошая, Россия - плохая». Всего под статьей был оставлен 971 комментарий. Неважно, кто использует данную связку - эстонец ли, русский ли - реакция гарантирована - огребешь.
Проблема, однако, в том, что данная схема позволяет управлять нами. Тема идеализации и ее причин была поднята в ответ на просьбу к господину Тайму прокомментировать настроения русских Эстонии в отношении происходящего вокруг группы Pussy Riot. Рассмотрим теперь историю с плакатом в поддержку Pussy Riot от депутата парламента Юку-Калле Райда. Среди людей, помогавших депутату рисовать и крепить плакат, был человек в футболке с символикой музыкальной группы Landser (нем. - пехотинец). Как можно узнать из Википедии, это «немецкая рок-группа, широко известная пропагандой неонацистских взглядов и в 2003 году официально признанная преступной организацией.» Солист группы сел в 2003 году в немецкую тюрьму за неонацистскую пропаганду в текстах песен. Теперь вопрос к читателю: данный факт может как-либо повлиять на мнение русских Эстонии - например, с одной стороны, поколебать тех, кто считает, что подход к проблеме и наказание были чрезмерно суровыми, или же, с другой стороны, укрепить во мнении тех, кто считает наказание справедливым или слишком мягким? (Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты?)
Я считаю, что нет, не может, вернее не должен, потому что мы не можем формировать наше мнение исключительно в пику нашим оппонентам. Вопрос Pussy Riot - в одну сторону, помощника депутата Юку-Калле Райда в футболке нео-нацистской группы Landser - в другую. Это не значит, что у нас не может быть мнений по каждой из этих ситуаций, но мы не можем мешать все в одну кучу. Этим примером я хотел обратить внимание на другую сторону вопроса «идеализации» и «созданных проблем».
Мое отношение к России и представление о ее месте для русских Эстонии можно узнать из статьи: «О необходимости равнодушия особого рода». Если коротко, то нам необходимо научиться отличать, где и в какой компании следует постигать движение России, а когда следует быть «равнодушным» нон-конформистом.
В ответ на мнение господина Тайма я вначале написал комментарий под статьей. Поняв, что этого недостаточно, написал письмо напрямую Пеэтеру Тайму. Пришел ответ и вместе с ним появились дополнительные возможности обсудить варианты отхода от сложившейся практики в нашей стране. В каком-то смысле Pussy Riot позволили заговорить с еще одним человеком об отношении государства к русским Эстонии. Важно, что разговор начался в ключе поисков ответа на вопрос «что делать?». Я рад такому развитию событий.