Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

В Белоруссии без перемен. Будем гнуть свою линию

© БелТА / Перейти в фотобанкЧетвертое Всебелорусское народное собрание начало работу в Минске
Четвертое Всебелорусское народное собрание начало работу в Минске
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Политическая фикция белорусской политики детально отработана, и функционирует по одному и тому же принципу не первый год. Пока она, к сожалению, работает исправно, как хорошо смазанный маслом механизм. Оппозиция слишком слаба, не пользуется общественной поддержкой и не пробуждает в народе надежду, что после прихода к власти сможет в стране что-нибудь изменить.

Парламентские выборы, завершившиеся вчера в Белоруссии, вызывают еще меньше эмоций, чем президентские, хотя исход последних предопределен уже не первый год. Александр Лукашенко управляет страной с 1994-го, а с 1996-го он делает это уже как узурпатор, и нет никаких намеков на то, что ситуация в ближайшее время изменится.

Сами белорусы относятся к парламентским выборам прохладно. Они знают, что от марионеточного парламента ничего не зависит, а страной руководит один человек со своей верной свитой. В социологических опросах подавляющая часть населения не может назвать фамилии ни единого депутата Верховного Совета: ведь это совершенно бесцветные пешки, назначенные заниматься политикой. Избирательная кампания превратилась в фарс, а нужный власти «результат» делается благодаря досрочному голосованию и хождению с урнами по домам пожилых и больных людей, якобы для того, чтобы им было легче осуществить волеизъявление.

Читайте также: Лукашенко получил ручной парламент

Политическая фикция белорусской политики детально отработана, и функционирует по одному и тому же принципу не первый год. Пока она, к сожалению, работает исправно, как хорошо смазанный маслом механизм. Оппозиция слишком слаба, не пользуется общественной поддержкой и не пробуждает в народе надежду, что после прихода к власти сможет в стране что-нибудь изменить. Хотя власть боится даже таких слабых и раздробленных оппозиционеров, не позволяя им принять участие в выборах. В ходе нынешней кампании не было зарегистрировано ни единого кандидата от оппозиционных партий.



Может показаться, что ситуация в Белоруссии безнадежна, и мы никак не можем на нее повлиять. Но это не совсем так. Независимые исследования общественного мнения показывают, что белорусы все лучше замечают маразм и безнадежность в своей стране, и не связывают перспектив с правлением нынешней команды. Одновременно они не видят иных сил и не верят, что кто-либо мог бы что-либо изменить. Этой пассивностью и неверием пользуется нынешняя власть, убеждая людей, что от добра добра не ищут, то есть лучше знакомая бедность и отсутствие демократии, зато без потрясений, которые могут последовать за переменами.

Политические и экономические элиты, то запугиваемые, то подкупаемые, позволяют Лукашенко сохранять статус-кво. Помогает ему, конечно, и братская Россия, которой Лукашенко уже порядком надоел, но из опасений, что без него Минск повернет в сторону Запада, она поддерживает его кредитами, дешевой нефтью и газом за все более ощутимую политическую цену и беря под свой контроль очередные белорусские предприятия.

Также по теме: Белорусские выборы - это фарс

Польша на первый взгляд здесь бессильна. Однако все больше стран Евросоюза разделяют нашу жесткую позицию в отношении Минска и видят, что нет смысла закрывать глаза на попирание прав человека, репрессии и отсутствие демократии даже взамен на выгодные контракты с Лукашенко. Европейская и американская политика визовых санкций в отношении персон, связанных с режимом, наносит по белорусским властям болезненный удар: в особенности распространение этих санкций на людей, составляющих экономический тыл команды Лукашенко. Невозможность ездить на Запад особенно неприятна, когда в распоряжении имеются миллионы долларов.

Ситуация в Белоруссии может измениться в любой момент, особенно если там разразится внезапный экономический кризис. Но если режиму удастся найти средства для поддержания нынешнего загнивания и гарантировать населению более-менее приемлемый уровень жизни, перемены могут занять много лет.

Но Польше следует продолжать гнуть свою линию: стоять на страже остракизма стран ЕС в отношении Белоруссии в ее нынешнем виде и оказывать поддержку белорусскому гражданскому обществу. Обучать лидеров, которые встанут у руля в стране после перемен: не только в качестве политиков, но экспертов, чиновников, предпринимателей, журналистов и т.п. И в первую очередь – показывать и оппозиции, и представителям властей альтернативы, объяснять, опираясь на наш опыт, что перемены могут проходить бескровно, на основе компромисса, а не силы. На понимание Минском такого подхода сейчас шансов нет. Но в один прекрасный момент он может оказаться востребованным и необходимым. Это затратная и долгосрочная инвестиция, но если мы на нее решимся и будем последовательными, мы сможем многое на этом выиграть.