Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Образное выражение «перезагрузка» не внесло совершенно ничего в понимание некой новой политики США в отношении России. В действительности, новой политики США в отношении России не проводится, и нет даже отдаленных представлений о том, каков может быть формат новых отношений, каковы должны быть идеология и конкретные задачи на отдельных направлениях международной политики.

Образное выражение «перезагрузка» не внесло совершенно ничего в понимание некой новой политики США в отношении России. В действительности, новой политики США в отношении России не проводится, и нет даже отдаленных представлений о том, каков может быть формат новых отношений, каковы должны быть идеология и конкретные задачи на отдельных направлениях международной политики.
 
Администрация Б.Обамы стремится решить проблемы стратегических вооружений, потому что на основе ядерного противостояния и строятся отношения между США и Россией, от чего зависит, прежде всего, безопасность США. Наряду с этим глобальным вопросом, американская администрация попыталась осуществить иные, тактические, но достаточно важные задачи по вовлечению России в решение проблем глобальной безопасности, прежде всего, в Афганистане. Эта политика была поддержана многими политическими группами и политологами США, нашла понимание у более-менее широких кругов истеблишмента.
 
Между тем, ни одна проблема отношений с Россией все еще не решена в полной мере, так как республиканская оппозиция выступила с острой критикой. Внешняя политика Б.Обамы находится в фокусе сильных атак оппозиции, но, в сущности, в настоящее время любая администрация попыталась бы решить глобальные и тактические задачи безопасности США при помощи России, в той или иной мере.
 
Однако, то, что касается проблем региональной политики, в первую очередь, европейское, китайское и иранское направления, то нынешняя оппозиция, наверняка, будет рассматривать их как арены геополитического и геоэкономического соперничества с Россией и выдвигать претензии к ней.
 
Россия демонстрирует готовность к солидарности с США и Европой по проблемам не только Ирана, но и Китая, с которым Москва долгое время связывала многие надежды на обретение новых международных позиций при помощи мощного партнера. Европейцы восприняли это как должное, с надеждами на более тесное сотрудничество с Россией, но американцы расценили это только как попытку русских занять прочное место на европейской арене и в рамках западного сообщества в целом, не изменив свои приоритеты в региональной политике.
 
Таким образом, даже в период столь умеренного отношения американской администрации к России проблемы остаются, и в Вашингтоне формируется новый «трамплин» для броска в направлении Евразии, что предполагает продолжение политики вытеснения России в регионах и, конечно же, в части дистанцирования Европы от России. Б.Обама пытается решить те же проблемы, которые стояли перед предыдущими администрациями, применяя иной политический стиль, и это как нигде в мире отражается в политике в отношении России.
 
Региональная политика - это именно то направление, где вопросы в отношениях между США и Россией не решены и вряд ли будут решены в обозримой перспективе. Рассмотрим, какие региональные проблемы могут встать в американо-российских отношениях и насколько американцы и русские готовы к взаимопониманию и сдерживанию своих амбиций.
 
Основой внешней политики США являются отношения с Европой и трансатлантическими странами, и американцы и далее будут пытаться сохранить влияние на Европу, привести в более действенное состояние НАТО и исключить попытки европейцев создать альтернативные оборонные структуры типа Европейских вооруженных сил. США и Великобритания намерены осуществлять свой глобальный проект по недопущению создания европейско-евразийского альянса между Францией, Германией и Россией, для чего в Европе инициируются группы государств, призванных к созданию барьера между Западной и Восточной Европой, и являющихся партнерами англо-саксонского блока в Европейском Союзе и НАТО.
 
В Восточной, Центральной и Юго-Восточной Европе предпринимаются усилия по созданию относительно интегрированного пространства, с населением более 150 млн. человек, включающего страны, имеющие множество проблем как с Россией, так и с Германией. Целый ряд государств – Украина, Польша, Румыния и Болгария, а также страны Балтии, Молдова и уже и Белоруссия включаются в блок, призванный дезорганизовать франко-германско-российские планы и проекты в сфере энергетики.
 
Южный Кавказ также включен в данный проект и играет важную роль в укреплении этого Восточноевропейского блока, будучи вовлечен в соперничество США и России. Вряд ли роль Южного Кавказа в этой европейской игре будет достаточно высока в части военно-операционных планов, но в части энергокоммуникаций роль региона, так или иначе, сохранится, хотя и в ограниченных рамках. Несмотря на то, что Южный Кавказ играл и будет играть периферийную роль в международной политике, то внимание, которое будет уделяться региону, станет достаточным для данных государств, чтобы играть свои игры и получать политические преимущества. Европейская политика будет играть определяющую роль в судьбе стран Южного Кавказа в ближней и среднесрочной перспективе, но помимо европейского направления, имеются и другие, которые будут определять судьбу региона.
 
Было бы неверным привязывать Турцию и многие турецкие проблемы к европейскому направлению, хотя Турция, несомненно, будет оставаться в орбите европейской политики. И, несмотря на то, что Южный Кавказ вовлечен в комплекс проблем, связанных с Турцией посредством европейских проблем, но Турция выступает вполне самостоятельным «полюсом» международной политики, и отношения США и России по поводу проблем Турции выступают как региональная проблема, в существенной мере оторванная от Европы.
 
США поэтапно разрабатывают и формируют доктрину сдерживания Турции и пытаются активнее воспользоваться рядом региональных проблем для блокирования и изоляции Турции. США на одних направлениях активно противостоят экспансии Турции, на других не ограничивают ее устремления, надеясь на столкновение ее интересов с позициями крупных региональных держав, в том числе и России. США пытаются вовлечь Турцию в политические процессы на Южном Кавказе, или, вернее, не сдерживают ее попытки обеспечить свое военно-политическое присутствие в регионе, с целью противопоставления ее России, но вместе с тем, в более принципиальной, стратегической перспективе, стараются выстроить барьеры турецкой политике в регионе.
 
Выполнение этой задачи подразумевает использование армянского фактора для создания надежного «замка» на пути Турции на Кавказ. Одновременно, США не намерены способствовать сближению Грузии и Азербайджана с Турцией. В стратегической перспективе (если правильно понимать временные, пространственные и смысловые параметры стратегии), США и Россия, а также ведущие и иные европейские государства придут к общему взаимопониманию турецкой проблемы, так же, как это в настоящее время происходит в отношении Ирана и Китая. При этом, если Иран, рано или поздно, будет рассматриваться как наиболее надежный партнер западного сообщества, то Турция станет угрозой на многие десятилетия, а ее нынешние отношения с Западом вскоре будут дезорганизованы.
 
Но в ближней перспективе США будут стремиться создать если не конфликт, то более-менее конфронтационные отношения между Турцией и Россией. В наиболее явственном виде это проявится в энергокоммуникационной сфере, но эту политику можно обнаружить и на многих других направлениях.
 
Политика США и России в отношении Турции заметно отличается от политики европейцев, которых заботит, прежде всего, недопущение Турции в Европейский Союз. США и Россия пытаются, и для этого есть возможности, вести весьма маневренную и зачастую демагогическую игру в отношении Турции. США и Россия предполагают, что они занимают выгодное и выигрышное положение и могут манипулировать поведением Турции, спекулируя на ее положении, в том числе, имея в виду сложности ее внешней политики в европейском и ближневосточном направлениях.
 
Имея в виду наличие ряда стратегических задач США и России на пространстве от Балкан до Центральной Азии, можно предположить, что «большая турецкая игра» станет одной из арен, где обе державы будут осуществлять многосложную политику. Южный Кавказ приобрел новую роль в отношениях между США и Россией, то есть, новую значимость, в связи с «большой турецкой игрой».
 
Во многом похожей на «турецкую игру» станет и «иранская игра», в которой, в отличие от «турецкой», Европа играет менее значимую роль, но которая усиливается в связи с созданием европейско-евразийского альянса. В отношении Ирана американо-российские отношения являются более напряженными, и эта напряженность сохранится и в будущем. Иран, так или иначе, пересмотрит свои приоритеты и попытается выстраивать более разнонаправленную политику, с учетом снижения своей зависимости от традиционных поставщиков технологий и вооружений, прежде всего, от России.
 
Иран будет стремиться урегулировать отношения с ведущими европейскими государствами, а также сблизиться с Китаем и Индией. Несомненно, Ирану удастся обеспечить свою независимость в будущем, что создаст серьезные проблемы не только для США, но и для России, и приведет к необходимости выбора для иранской элиты, которая предпочтет развертывать отношения как с США, так и с Россией.
 
Россия допустила серьезную стратегическую ошибку, столь однозначно заняв относительно Ирана позицию, солидарную с западным сообществом. Это обусловит для США в будущем большие возможности влияния на Иран, что приведет к дополнительным проблемам в американо-российских отношениях.
 
В настоящее время, несмотря на враждебные, по-прежнему, отношения между Ираном и США, закладываются будущие отношения в «треугольнике» США – Иран – Россия, когда Иран займет более сбалансированную и умеренную позицию. Даже незначительное улучшение ирано-американских отношений приведет к большим проблемам для России и созданию новой геополитической ситуации и вокруг Турции, когда для США возникнут более благоприятные условия.
 
Имея в виду данную перспективу, роль Ирана на Южном Кавказе станет более предпочтительной, будут исключены ограничения в политических, военных и экономических отношениях Ирана с государствами Южного Кавказа. Иран постарается очень быстро распространить свое влияние на Южный Кавказ и будет фактором вытеснения и ограничения позиций Турции и России. В рамках геополитического «треугольника» «Турция – Россия – Иран» стороны займут более равноправное положение, что, несомненно, станет способствовать роли США как «третьей силы» в регионе.
 
Центральная Азия и Кавказ во многих аналитических выкладках «мозговых» центров США рассматриваются как единый регион, где наблюдаются идентичные процессы и закономерности развития. В стратегической перспективе ранее Южный Кавказ занимал более приоритетное, предпочтительное положение во внешней политике США, но со временем значение функций Южного Кавказа снизилось, и Центральная Азия заняла ключевое значение в евразийской глобальной политике США.
 
Центральная Азия стала важным регионом в смысле политики глобального сдерживания Китая, в формировании гигантского пояса, охватывающего Тихий океан, Дальний Восток, Юго-Восточную Азию, Южную Азию. Опираясь на свое присутствие в Центральной Азии, США создают фронт противопоставления Китаю на евразийском направлении, и проблемы Афганистана и Пакистана, в конечном счете, связаны с проблемой Китая.
 
США потеряли исторически ценное время, и, пытаясь вытеснить из Центральной Азии Россию, упустили период, когда Китай осуществил сильную экспансию в регионе. Ряд американских и европейских аналитиков, размышляя о проблеме России и Китая, предпочитают перспективу американо-российского сотрудничества перед лицом китайской угрозы. Эта тема станет в будущем ключевой в разработках американских политических проектантов, но в США настолько велик потенциал антироссийских настроений, что, вполне возможно, даже в среднесрочной перспективе данный американо-российский альянс так и не состоится.
 
Если США сумеют создать систему сдерживания Китая без содействия или помощи России, они предпочтут продолжить свои задачи в Евразии без серьезных компромиссов с русскими. Так или иначе, даже в условиях усиления конфронтации США с Китаем в Евразии, в целом, американцы попытаются не забывать задачи вытеснить Россию из Центральной Азии и иных внутренних регионов Евразии.
 
В настоящее время нет никаких предпосылок, что США идут на какие-либо уступки России, как на Южном Кавказе, так и в Центральной Азии. Американцы сменили приоритеты, делают многозначительную паузу, но это не означает, что в данных регионах они утратили свои интересы. Более того, на огромном пространстве – Балканы – Черное море – Кавказ – Каспийское море – Центральная Азия, с прилегающими регионами, происходит более оформленная и обозначенная политика, в которую включены государства Центрально-Восточной Европы, активизированы балканские страны, все более подводится к задачам региона Индия. Становятся более определенными и осмысленными задачи Румынии, Болгарии, Армении, Узбекистана и Казахстана, в большей мере ощущается значение курдского фактора, и неотъемлемой частью данных проблем становится Пакистан.
 
Администрация Б.Обамы пытается, вслед за намерениями Дж.Буша, создать гигантскую конструкцию геоэкономического прорыва, когда Центральная Азия по ряду проблем должна быть интегрирована с Индией. Использование Индией энергетических и минеральных ресурсов Центральной Азии позволит, в какой-то мере, ограничить влияние Китая в регионе. Данный регион слишком отдален от США, американцев не интересуют его ресурсы для своих нужд, и роль Индии может стать ключевой в части конкуренции с Китаем и Россией.
 
Центральная Азия приобретает системное геополитическое значение для США и станет более актуальной ареной для противостояния США и России. Ни один из сопряженных регионов не оказывает столь сильного влияния на Южный Кавказ, в связи с развертыванием здесь интересов США, а через некоторое время и Китая. Южный Кавказ, несколько утратив свое военно-транзитное и иное транзитное значение, вскоре обретет новое звучание и будет играть подчиненную роль в «связке» Южный Кавказ – Центральная Азия.
 
США в очередной раз притормозили осуществление своей политики в Черном море, вследствие перемены приоритетов, но черноморский бассейн остается в фокусе американской политики. США пытаются заинтересовать в этом проекте балканские государства и страны Южного Кавказа, а также Украину, в целях ослабить роль Турции. Черное море весьма специфично в своей геополитической конфигурации, и США не в состоянии продвинуть в этом регионе свою стратегию без решения сопряженных геополитических задач. США не удается пробить надежный черноморско-кавказский коридор, и в нынешнем виде это транзитное направление весьма уязвимо для американских целей. Для решения этой проблемы США нуждаются в новых технических достижениях, в развертывании новой стратегии на Балканах и Южном Кавказе, что предполагает перемены внешнеполитических приоритетов государств этих регионов. Это, безусловно, предполагает усиление американо-российской конфронтации и соперничества, хотя по отдельным вопросам США и Россия могут и сотрудничать.
 
Таким образом, даже в части ближних геополитических интересов Россия и США имеют весьма протяженные намерения, что приводит к очередным этапам соперничества и конфронтации, не говоря о более отдаленных для России регионах – Ближнего Востока и Африки, где Россия играет третьестепенную роль, и главная интрига заключается в борьбе США и Китая, но и Россия может быть включена в системную конфронтацию, в качестве «второго» игрока в американо-китайском соперничестве. Данная ситуация весьма опасна для Армении, но может стать и более чем благоприятной, в зависимости от ее политики.