Иван Грозный увеличил ее производство, Михаил Горбачев ее запретил, а Борис Ельцин, чересчур ей увлекшись, бродил в нижнем белье по улицам Вашингтона.
Недавно в вечный и смертельный танец России с водкой вмешался очередной лидер страны - президент Дмитрий Медведев.
Сейчас городские власти Москвы вводят запрет на торговлю спиртным с 10 вечера до 10 утра. Это - новый шаг в ряду мер, нацеленных на то, чтобы избавить страну от пагубной склонности.
Средний россиянин выпивает в месяц полтора литра чистого спирта. Подобные привычки убивают каждый год полмиллиона человек и вносят весомый вклад в убывание населения. Примерно 51 процент продукции приходится на долю черного рынка – спиртного с фабрик, нелегально работающих в ночную смену, и огромного количества так называемого «самогона», производящегося в деревнях, где он играет роль второй валюты.
Медведев объявил войну алкоголю прошлым летом, заявив, что он был шокирован колоссальным уровнем потребления спиртного. Он приказал правительству разработать меры по борьбе с пьянством и с незаконным оборотом спирта.
С тех пор был повышен акциз на пиво, поднялась до 89 рублей минимальная цена бутылки водки, и было объявлено о планах ограничить торговлю алкоголем в киосках. Продажа спиртного несовершеннолетним должна будет в дальнейшем стать уголовным, а не административным правонарушением. В прошлом месяце был введен сухой закон для водителей.
Московским магазинам и торговым предприятиям, за исключением предприятий общественного питания, было запрещено торговать алкоголем крепостью более 15 процентов с 11 вечера до 8 утра. Впрочем, у них оставалась юридическая лазейка, позволявшая им получать разрешения на круглосуточную торговлю у окружных властей.
«Мы можем только приветствовать этот закон», - заявил главный нарколог министерства здравоохранения Евгений Брюн.
Брюн признает, что закоснелые пьяницы смогут по-прежнему днем наливаться водкой, а ближе к ночи «догоняться» пивом, но в целом, по его словам, «алкогольное бремя» должно уменьшиться.
Сотрудник Лондонской школы гигиены и тропической медицины Мартин Макки (Martin McKee), изучавший потребление алкоголя в России, говорит, что идея ему нравится, хотя многое будет зависеть от того, как она будет проводиться в жизнь.
«Опыт северных стран показывает, что любые меры, затрудняющие доступ к алкоголю, дают положительный эффект».
«Впрочем, эффективнее всего повышать акцизы и ограничивать число мест, в которых продается алкоголь», - добавляет он при этом.
В Российской Империи алкоголь был запрещен с 1914 по 1917 год, однако большевики, оценив его прибыльность, отменили запрет. В 1980-х годах Горбачев также запретил спиртное, вырубив огромные виноградники в Крыму и других южных областях Советского Союза. В результате упал уровень смертности, зато резко возросло потребление опасных «суррогатов», таких как лосьоны, гуталин, стеклоочистители.
Водка – легальная и нелегальная – остается главным убийцей россиян. На ее долю приходится до 70 процентов потребления алкоголя в стране, несмотря на рост популярности пива и коктейлей - таких как баночный джин-тоник.
«Алкаши» – алкоголики – до сих пор остаются обычным зрелищем на московских улицах. На печально известной площадке у одного из выходов из метро «Белорусская» постоянно ошивается компания неопрятных людей с дикими глазами.
«Водка подорожала, поэтому иногда мы покупаем бутылку вскладчину», - говорит один из них. Речь идет о практике советских времен, когда было принято скидываться втроем по рублю на пол-литровую бутылку.
Андрей Демин, эксперт по здравоохранению недавно подготовивший доклад о злоупотреблении алкоголем, считает, что будущим мерам предстоит столкнуться с яростным сопротивлением в парламенте. «Алкогольное лобби и действующие в России иностранные производители спиртного слишком сильны и беспощадны», - полагает он.
По мнению Демина, рост цен, а также ужесточение законодательства и контроля над производством и оборотом – это единственные возможные решения. «В противном случае это истребление с помощью алкоголя будет продолжаться».