В доме-музее Авраама Криници в Рамат-Гане прошла конференция под названием «Люди без корней: почему в Израиле необходимо изучать историю советских евреев». Мероприятие было проведено Институтом изучения «русского Израиля» при поддержке муниципалитета, в нем приняли участие эксперты из Тель-Авивского университета, Еврейского агентства Сохнут, Ассоциации учителей репатриантов «Игум», а также журналисты, специалисты в сфере маркетинга, PR и многие другие.

Коренные израильтяне мало что знают о «русских» евреях. В большей части учебников о нас почти не пишут. Приехали, было им тяжело, но они абсорбировались, стали израильтянами, даже в кнессет некоторые попали — примерно, как-то так.

Отказники, «самолетное дело», вклад в борьбу с нацистской Германией, «письмо 18 семей», дело врачей, убийство Михоэлса и расстрел членов Еврейского антифашистского комитета — в лучшем случае, изучению богатой (и в большинстве своем — печальной) истории советского еврейства уделяется ничтожно малое количество учебных часов. В худшем — о ней никто не говорит.

А ведь еще чуть более ста лет назад евреи Российской империи являлись крупнейшей еврейской общиной в мире (более половины от всей численности нации). Но на долю русского еврейства выпало наибольшее количество тяжелейших испытаний в течение ХХ столетия: кровавые погромы в начале века и после большевистского переворота, сталинские репрессии, нацистский геноцид и гибель более 200 тысяч в борьбе с гитлеровской Германией, советская политика ассимиляции. Только вследствие этих причин, а также из-за массовой миграции в начале прошлого столетия, русское еврейство лишилось своего особого статуса «демографического фундамента» нации.

Участники конференции говорили о том, насколько важно сохранять и популяризировать наше историческое и культурное наследие: размещать соответствующие материалы в СМИ и соцсетях; увековечивать память малоизвестных в Израиле выдающихся еврейских и сионистских деятелей Российской империи, Советского союза, периода борьбы с нацизмом; добиваться включения в школьные программы по истории и литературе материалов по данной тематике. Это особенно важно для воспитания детей, родившихся в Израиле — ведь в том время, как выходцы из Марокко и Ливии, Йемена и Ирана так гордятся своим прошлом, «наши» дети так мало знают о своем.

Сотрудники отдела по работе с репатриантами города Рамат-Ган рассказали о своей работе с русскоязычными детьми и подростками. По их словам, русскоязычным педагогам и работникам муниципалитетов следует проявлять личную инициативу — как правило, директора школ и мэры городов, совсем не против изучения истории советских евреев, но, как отметила педагог Нора Амзельт, под лежачий камень вода не течет. Многие учителя, отметила она, предпочитают работать по старым учебникам, и не слишком радуются переменам и новшествам.

Стоит вспомнить слова активистки сионистского подполья в СССР Товы Перельштейн, которая с болью писала: »Словно и не было обширного края с кипучей еврейской жизнью, принимавшей самые различные формы — от ортодоксальной традиционности до активного сионизма. Даже словам «местечковый еврей» придали отрицательный смысл, словно в происхождении из местечка скрывается что-то позорное, унизительное, о чем лучше забыть.

…совсем иначе повели себя в Израиле выходцы из мусульманских стран: они очень дорожат своими корнями, возвеличивают свою культуру и фольклор, выискивают в своем прошлом всякую крупицу того, чем можно гордиться. Ашкеназийские же евреи оказались людьми без корней, словно они не перенесли немыслимые страдания, а прямо с неба слетели на Землю обетованную…

Если сам не уважаешь свое прошлое, то и другие не уважают его».

И небольшое послесловие. Показательно, что конференция прошла в доме уроженца Российской империи. Авраам Криница родился в Гродно, увлекся идеями сионизма, в 1905 году перебрался в Палестину. Несколько лет спустя он вернулся в Россию, чтобы организовать в родном Гродно еврейскую самооборону. Затем — снова Палестина: в Яффо он участвовал в строительстве завода, в Тель-Авиве создавал муниципальную полицию. Криница был одним из первых членов Хаганы.

 В 1926 году британские власти дали еврейскому ишуву право создать местный совет, к востоку от Тель-Авива. Криница стал его председателем, а потом и мэром Рамат-Гана. Начиная с этого момента он непрерывно руководит поселком, а потом городом Рамат-Ган. Криница был не просто популярен: горожане избирали его мэром целых 12 раз подряд. Он оставался на этом посту до своей смерти в автокатастрофе в 1969 году.

Криница был похоронен в своем любимом Национальном парке с искусственными озером и водопадом, тысячами растений со всего мира и «Сафари», где на воле живут дикие животные. А его семейный домик в большом саду, одно из первых каменных строений Рамат-Гана, мэр за три года до своей гибели завещал городу. Теперь в нем разместился небольшой музей истории города, в экспозиции которого — документы, чертежи, фотографии. Уроженцы Российской империи строили это государство, создавали города и поселки, Электрическую компанию и отряды самообороны. Неплохо было, если бы сегодняшняя молодежь об этом знала.