Лед грохочет и сотрясается от воздействия 25 тысяч лошадиных сил.
В пятидесяти километрах к северу от Архангельска новейший ледокол России «Новороссийск» движется по реке Двине в нашу сторону — в Арктику.
Жители острова у лесопилки № 14 и сотрудники Aftenposten стоят на льду и смотрят, как гигант высотой в девять этажей медленно проходит на расстоянии четырех-пяти метров от них, дробя лед на мелкие кусочки.
Раскрошенная масса бурлит позади ледокола и оставляет во льду толщиной в полметра открытую двенадцатиметровую полосу.
«Ура! Да здравствует Россия!» — кричит Сергей, бакенщик бакена № 3.
«Держись, друзья! Я скоро вас переправлю».
Самый новый ледокол России
Одно из самых больших и сильных изменений мирового океана происходит в Арктике.
Морские грузоперевозки по кратчайшему пути из Европы в Китай в прошлом году увеличились на 35% — до семи миллионов тонн. Суда перевозят нефть, сжиженный газ, уголь, руду и другой сухой груз.
«В 2022 году мы будем перевозить 40 миллионов тонн. В десять раз больше, чем в 2014 году», — заявил на этой неделе в Архангельске заместитель премьер-министра Дмитрий Рогозин.
Россия является ключевым игроком в Арктике, имея в своем распоряжении 30 дизельных и четыре атомных ледокола.
Перед Рождеством началось строительство первого китайского атомного ледокола — такого же крупного, как «Новороссийск». Согласно плану, его должны ввести в строй в 2019 году.
Большие мечты в вечной арктической тьме
Первый рейс в Арктике всегда самый трудный.
Капитан «Новороссийска» Ярослав Вержбицкий и команда из 35 человек только что вернулись из рейса к Земле Франца-Иосифа, и после трех дней стоянки в Архангельске они снова должны идти в арктическое плавание.
Капитан доволен.
«Мы можем идти во льду толщиной в 1,5 метра», — гордо заявляет Ярослав Вержбицкий.
Судно, имеющее четыре дизельных генератора мощностью в 4,5 тысячи киловатт, может отодвигать на 120 метров массу льда в 10 тысяч тонн.
Запас хода составляет 20 тысяч километров. Судно не случайно было названо в честь Новой России. Новороссийск — это название главного порта России на Черном море, который русские отвоевали у турок в 1829 году.
Арктика дает большую экономию времени
Потепление на нашей планете и таяние льда являются важной причиной того, что Россия видит возможность получения больших доходов от транспортировки грузов в Арктике.
Транспортировка — самая доходная часть нефтяной и газовой промышленности, но конкуренция очень высока.
Согласно руководителю научно-экспертного совета Государственной комиссии по вопросам развития Арктики Юрию Сычеву, на пути из Европы в Юго-восточную Азию можно сэкономить примерно 10 дней.
У русских также есть возможность экономить на перегрузке контейнеров с азиатскими товарами на суда ледового класса в Петропавловске-Камчатском.
Возможность спасения будущего России
Капитан зарабатывает в месяц в пересчете на норвежские кроны примерно 22 тысячи (около 145 тысяч рублей — прим. пер.) за командование ледоколом и командой в 35 человек.
Многие из команды отправляются в свой первый арктический рейс.
«Без наших ледоколов было бы невозможно пользоваться портами и морскими путями на пути из Мурманска в Тихий океан. Это очень важно для России», — говорит Вержбицкий.
Aftenposten: Как проходит жизнь на борту ледокола, когда вы несколько месяцев находитесь в Арктике?
«Прежде всего это темнота. И много тяжелой работы».
Новый путь из Европы в Азию
Северный морской путь не заменит Суэцкий канал, но последствия тем не менее велики.
Заместитель премьер-министра России считает, что кратчайший путь в Китай через несколько лет может заменить 20% всего морского судоходства в Азию, которое в настоящее время осуществляется через Суэцкий канал.
Таким образом, громадные объемы нефти, газа и угля пойдут от побережья Норвегии на западе к Берингову проливу на востоке.
Гигантские сооружения в Арктике
Главной причиной роста судоходства, помимо резкого изменения климата, является осуществление крупных газовых проектов русских в Арктике.
В течение двух лет 16 миллионов кубометров сжиженного природного газа должны быть перевезены танкерами от нового терминала на полуострове Ямал.
Именно на здешнее месторождение Россия решила сделать громадную ставку вместо Штокмановского месторождения в Баренцевом море, о котором норвежские политики и руководители нефтяной отрасли мечтали как о норвежско-российской энергетической сказке.
На Ямале председатель правления компании «Новатэк» и третий в списке самых богатых олигархов России с активами в 155 миллиардов крон (примерно 1,1 миллиарда руб.) обустроил самое крупное в мире сухопутное газовое месторождение.
«Мы думали сначала, что порт будет открыт лишь четыре-пять месяцев в году. Но теперь мы видим, что суда ходят семь-девять месяцев», — заявил руководитель компании «Новатэк» Леонид Михельсон на арктическом форуме в Архангельске.
Что станет с богатствами Арктики?
Цену за миллиардные инвестиции платят, в частности, жители острова у лесопилки № 14, которые смотрели, как ледокол исчезал в арктической мгле.
В какой-то момент все почувствовали, что являются частью чего-то большого, вызывающего гордость.
А теперь начинается работа, и нужно попытаться без приключений добраться до дома.
Вода из водопровода на острове настолько загрязнена, что жители сами должны носить воду.
«Моей двухлетней дочери должны сейчас делать прививки, но нам сказали, что у школы и больницы нет денег», — говорит Алексей.
Он — шофер, у него трое детей, они живут в ветхой хибаре, построенной в пятидесятые годы, и платят 1,1 тысячи крон (примерно 7 180 руб. — прим. пер.) за электричество и в форме различных сборов.
Жена работает в больнице за 2,2 тысячи крон (примерно 14,4 тысячи рублей — прим. пер.) в месяц. Всем сотрудникам сократили зарплату на 30%.
Новую школу должны была построить еще в 1990-е годы, но участок все еще не застроен.
«Единственное, что строится здесь, — это новые торговые центры, дорогие квартиры и красивые офисы для наших коррумпированных местных политиков и олигархов», — говорит Алексей.
Жесткая борьба за кулисами в Кремле
Низкие цены на нефть, экономический кризис и западные санкции тяжело сказались на арктических амбициях.
Большой русский ледокольный флот в буквальном смысле будет скоро съеден ржавчиной.
К 2020 году три из четырех российских ледоколов будут настолько изношены, что их придется заменить, утверждают российские научные работники.
Многие из старых дизельных ледоколов выведены из эксплуатации.
«Нет денег, чтобы строить новый флот, у страны нет „длинных" и „дешевых" денег. Поэтому флот устаревает», — предупредил Михаил Григорьев из Академии наук России в беседе с ТАСС.
«России действительно не хватает мощных технических судов», — заявил заместитель премьер-министра Дмитрий Рогозин.
Он старается получить новые миллиарды для следующего поколения атомных ледоколов класса «Лидер» по 1,2 миллиарда долларов за судно.
Так живут медведи на севере
Сергей работает посменно (смена продолжается 24 часа) и получает 15 крон (примерно 98 рублей — прим. пер.) в час за работу на льду, обеспечивая людям безопасный переход.
Тем не менее он не унывает и полон планов.
«Пожалуйста! Теперь можете переходить!» — кричит Сергей. Жители острова быстро переходят по мосткам вместе с детскими колясками, продуктами и водой.
Они с женой копят деньги, чтобы купить домик в Крыму.
«Там нам будет лучше жить, хотя рыбалка будет хуже. Когда украинцы разделаются с олигархом, наживающемся на войне, Порошенко, наступит мир», — считает Сергей.
Потом он отправляется в теплушку, чтобы немного отдохнуть.
Через четыре часа подойдет новое судно, тогда нужно будет все убирать, а потом укладывать снова.
«Вот так мы и живем. Мы — северные медведи», — говорит Сергей.