Этим летом многие финские автолюбители вновь получат письма от итальянской полиции, которые напомнят им об отпуске, проведенном в южной стране. Туристы чаще всего получают штраф за то, что по ошибке заехали на территорию, по которой можно передвигаться только в определенное время.


В Германии финны учатся местной культуре вождения, чаще всего проходя через горький опыт.


В Великобритании левостороннее движение увеличивает риск аварии, особенно при выезде с парковки, а в России надо быть готовым к тому, что обгон могут совершить с обочины.


Хотя дорожные правила и знаки в большинстве стран в основном совпадают, вождение в незнакомой стране требует от водителя напряжения, особенно в начале путешествия.


Журналисты газеты Helsingin Sanomat собрали советы опытных водителей о том, как можно подготовиться к путешествию на автомобиле.


«Поездка на автомобиле в незнакомой стране вначале вызывает такое же напряжение, как и при обучении вождению, даже если нет больших различий», — говорит почетный профессор психологии вождения Хейкки Суммала (Heikki Summala).


На территории своей страны у водителя вырабатывается привычка: он, например, смотрит туда, где ожидает увидеть важную информацию, реагирует определенным образом при смене полосы движения и поворотах и уступает место другим автомобилистам.


Однако в другой стране эти привычки вряд ли помогут.


«Опытный водитель все же быстро освоится, если будет следить за тем, как ведут себя на дороге другие водители», — говорит Суммала.


В незнакомом окружении надо быть гораздо внимательнее, чем в привычном. «Самое важное заключается в том, что все время надо быть очень внимательным и не создавать опасных ситуаций».


В культуре вождения на севере и юге есть очевидная разница, и она, по мнению Саммулы, особенно проявляется в том, как соблюдают правила и уступают дорогу другим водителям.


В северных странах послушно соблюдают правила. В южных странах, таких как Италия, Испания и Франция, движение более напряженное, а пространство используют эффективнее. Это выражается в более высоком темпе вождения.


В Германии дисциплина еще более строгая, чем в Финляндии. На автомагистрали надо немедленно вернуться на свою полосу с полосы опережения, если сзади с большой скоростью едет другая машина.


«В зеркало заднего вида надо смотреть гораздо чаще, чем в Финляндии», — дает совет Аннели Вилланен (Anneli Villanen), исходя из многолетнего опыта. Это столь же важно, как смотреть вперед.


Аннели и Хейкки Вилланен (Heikki Villanen) проехали на автомобиле с 1970-х годов, и в автодоме с 1990-х сотни тысяч километров. В Европе они не побывали только в Исландии и на Мальте.


В последние годы они много ездили по России и Восточной Европе, потому что здесь выгодно покупать топливо и продукты питания.


Поездки всегда проходили хорошо. Проблем с зарядкой аккумулятора и решением других вопросов не было, хотя они почти не говорят по-русски.


Один ужасный эпизод Аннели Вилланен запомнила надолго. Автодом стоял на обочине безлюдной дороги где-то в России, когда из леса неожиданно вышел огромный человек, размахивая ножом.


«Это была действительно пугающая ситуация, но он пришел только для того, чтобы дать нам грибов. В России действительно очень доброжелательные люди».


Местные особенности дорожного движения иногда могут привести к штрафам.


По словам директора Союза автомобилистов Финляндии Сусанны Суоконаутио-Хюннинен (Susanna Suokonautio-Hynninen), наибольшее количество штрафов финнам присылают из Италии.


Их стоит оплатить, хотя высланные итальянской полицией штрафы и не взимаются в Финляндии. Они могут всплыть во время следующей поездки в Италию.


Статистики полученных финнами штрафов нет. Полиция сначала отправляет штраф прямо владельцу автомобиля или фирме, у которой автомобиль был взят в аренду.

Автомобили на одной из улиц Милана, Италия


Если владелец автомобиля не оплачивает штраф, официальные службы стран ЕС могут отправить его в Центр правовой регистрации Финляндии, который взыщет его с автомобилиста. Если штраф и тогда не оплачивается, он направляется в центр взимания налогов.


Ежегодно в Центр поступает информация примерно о сотне штрафов, выписанных финнам. Больше всего штрафов приходит из Нидерландов, Германии и Эстонии. В системе принимают участие все страны ЕС, кроме Греции и Ирландии.


Прибалтика


Состояние дорог Эстонии, Латвии и Литвы за последние годы значительно улучшилось, хотя некоторые магистрали Латвии все еще усеяны ямами.


За исключением Литвы, автомагистралей мало. Вокруг больших городов проложены объездные дороги, но многие дороги все же проходят через деревни и небольшие города. Это замедляет движение. Поэтому средняя скорость движения в длительных поездках обычно составляет всего 70 километров в час.


Многие местные водители очень спешат. Обгоны являются обычным явлением, и часто на дорогах с двумя полосами машины выстраиваются в четыре ряда.


Камеры слежения за скоростью устанавливаются повсеместно, обычно о них предупреждают заранее.


Движение в больших городах в основном равномерное, но после светофора оно замедляется.


Допустимый уровень содержания алкоголя в крови:


В Эстонии — 0,2 промилле. Полиция делает замечание, если он превышает 0.


В Латвии — 0,5 промилле, а для тех, кто водит машину менее двух лет — 0,2.


В Литве — 0,4, а для тех, кто водит машину менее двух лет — 0,0.


Германия


Самое необычное в Германии — автомагистраль, или автобан. Раньше по ним можно было ехать с такой скоростью, которую машина была в состоянии развить. Но сейчас на многих автобанах существует ограничение в 120 и 130 километров в час.


Автомагистрали обычно имеют три или четыре полосы в одном направлении. Для начала следует выбрать крайнюю правую полосу. После опережения необходимо сразу же вернуться на свою полосу.

Местные жители и туристы в Кельне, Германия


По автобанам также можно передвигаться и с небольшой скоростью, например, на автодомах. По ним едет много автодомов и фургонов, как и везде в Центральной Европе.


Летом надо быть готовым к многочасовым пробкам. Шипованные шины в Германии запрещены.


Допустимый уровень содержания алкоголя в крови: 0,5 промилле. Для водителей со стажем менее двух лет и не достигшим 21-летнего возраста — 0,0.


Россия


В России с приехавшего на автомобиле часто сбивают спесь еще до Выборга. Машины с российскими номерами мчатся с бешеной скоростью и совершают такие опасные обгоны, что трудно избежать искушения развернуться и поехать обратно.


Отрезок дороги из Финляндии до Выборга все же не является типичным примером организации автомобильного движения в России, а скорее исключением из правил. Водители прежде всего хотят компенсировать потраченное на границе время.


В других местах движение организовано по финским меркам нормально. Состояние автомагистралей в основном хорошее или удовлетворительное, но их узость увеличивает количество обгонов и может заставить поволноваться.


Часто движение в больших городах парализуют пробки, но, например, в Москве и Петербурге водители в основном предупредительны, и поэтому движение достаточно спокойное. Например, в Москве сигналы светофоров соблюдают по-военному четко.


Шоссе часто проходят через деревни и маленькие города, что замедляет движение.


Транспортная полиция очень коррумпирована, но не всегда. Обычно полиция оставляет в покое машины с западными номерами, соблюдающие правила, так как требуется слишком много времени, чтобы выманить взятку у иностранца.

Работа сотрудников ДПС в Москве


Езда по темным шоссейным дорогам действительно опасна, так как по ним движется множество фур.


Допустимый уровень содержания алкоголя в крови: 0,35 промилле.


Италия


По данным Министерства иностранных дел Финляндии, скорость движения на итальянских шоссе высокая, дистанция между автомобилями маленькая, и часто решения, которые принимают водители, непредсказуемы. Поворотниками пользуются редко.


В городах редко соблюдают правила дорожного движения. Езда требует привычки, особенно от начинающих автомобилистов.


Дорожное законодательство Италии очень строгое, и штрафы могут быть большими.


По информации Союза автомобилистов Финляндии, состояние крупных дорог находится на высоком уровне, большинство местных дорог тоже в хорошем состоянии.


Допустимый уровень содержания алкоголя в крови: 0,5. Для водителей со стажем менее трех лет — 0,0.


Великобритания


Движение левостороннее, что требует привычки.


Суммала рассказывает, что, согласно исследованиям, проведенным в других странах, туристы, привыкшие к правостороннему движению, попадают в аварии в 2-3 раза чаще, чем туристы, приехавшие из стран с левосторонним движением.

Здание центральной библиотеки в Манчестере, Великобритания


Особенно осторожным надо быть на перекрестках. В Великобритании нет правила о пропуске «помехи справа».


Движение на шоссейных дорогах спокойное, но в городах часто образуются заторы. Найти место для парковки в городе может быть нелегко.


По информации Союза автомобилистов Финляндии, дороги по всей стране прекрасные и находятся в хорошем состоянии круглый год.


Пользоваться мобильным телефоном во время езды запрещено.


Допустимый уровень содержания алкоголя в крови: в Англии, Уэльсе и Северной Ирландии — 0,8 промилле. В Шотландии — 0,5.


США


В Соединенных Штатах движение ровное, но некоторые дороги могут быть в неожиданно плохом состоянии. Страна приспособлена к передвижению на автомобилях. Поэтому на машине можно доехать куда угодно, а без машины передвижение затруднено.


Правила дорожного движения в разных штатах могут быть разными. На перекрестках можно поворачивать направо даже на красный свет.


Передвижение на автомобиле по Манхэттену мучительно сложное, потому что переходящие через улицы пешеходы не обращают внимания на светофоры.


Если полиция просит Вас по какой-либо причине остановиться, Вы должны помнить, что полицейские исходят из того, что в машине может быть оружие. Поэтому все находящиеся в машине должны держать руки на виду.


В большинстве штатов в автомобиле нельзя перевозить открытые бутылки с алкоголем. Молодые люди младше 21 года не могут везти в машине даже закрытую бутылку алкоголя, если едут без родителей.


Допустимый уровень содержания алкоголя в крови: 0,8 промилле. Для молодых людей младше 21 года — 0,0 промилле.