Часто стартом студенческой жизни становятся весьма спорные задания и унизительные ритуалы, выполняемые на глазах других. Этой традиции несколько сотен лет, но она продолжает существовать — в том числе, и в Норвегии.


«Ритуалы, связанные с посвящением в студенты, нередко унизительны и исключительно физиологичны. Смысл в том, что они должны быть тайными. Это должно подчеркнуть тот факт, что тот, кто их пройдет, получит привилегированный статус, станет членом закрытого братства или сестринства», — рассказывает Томас Брандт (Thomas Brandt), доцент-историк Гуманитарного факультета Норвежского университета естественных и технических наук в Тронхейме (NTNU).


Бурные ритуалы посвящения


Такие почтеннейшие учебные заведения, как Высшая торговая школа в Бергене, Университет Осло и Норвежский университет естественных и технических наук в Тронхейме имеют давние традиция, связанные с так называемыми ритуалами крещения по случаю начала студенческой жизни. Норвежская Высшая школа экономики в Бергене не так давно присоединилась к традиции, в то время как университет NTHU славится самыми давними и наиболее одиозными традициями посвящения в студенты.


Электрошок, прием внутрь различных химикатов, чтобы моча потом становилась синей, купание в рыбьих потрохах — классические примеры из ритуалов посвящения в студенты в Тронхейме.


«Часто ритуалы бывают более безобидными и смешными. Надо было, например, чистить трамвайные рельсы зубными щетками или появляться перед публикой одетыми в разные костюмы. Но смысл прилюдного выполнения таких ритуалов заключался в том, чтобы сделать их болезненным для исполнителя», — говорит Брандт и добавляет:


«Ритуалы посвящения существуют с момента появления университета, они в большей или меньшей степени развиваются и существуют вплоть до наших дней».


Серьезные травмы


Две недели назад, когда было посвящение в общество «Масленка» в NTNU в Тронхейме, все пошло совсем не так, как предполагалось.


15 студентов, избравших для изучения программу «Разработка и производство продукции», были отправлены в больницу с серьезными травмами, во время ритуала посвящения по своей специальности они две недели тому назад выпили уксус. Один студент пострадал очень серьезно — ему и еще четырем студентам пришлось провести оставшиеся дни «шефской недели» в больнице, как сообщает Больница Святого Улава.


«Случаи, когда то, через что приходилось проходить студентам во время посвящения, вызывало реакцию в обществе, бывали и раньше. Такие эпизоды действительно достойны сожаления», — говорит Ида Мункебю (Ida Munkeby), проректор NTNU по оргвопросам.


Руководитель отдела в службе неотложной медицинской помощи в Тронхейме Густав Эверли (Gustav Øverli), рассказал в беседе с Dagbladet, что они ежегодно отмечают увеличение числа пациентов, поступающих к ним сразу после начала занятий.


«В начале семестра мы всегда сталкиваемся с резким ростом обращений в службу неотложной медицинской помощи. В недели во время и после зачисления в студенты к нам обращается больше молодых пациентов, чем обычно. Причины обращения часто связаны с избыточным потреблением алкоголя. То, что начался учебный год, появились свежеиспеченные студенты, город чувствует на своей шкуре ежегодно, но физический ущерб, связанный с началом учебного года, редко бывает таким большим, как в этом году», — говорит Эверли.


И общество «Масленка» появляется на первых страницах газет далеко не впервые.


Давние традиции


Церемония посвящения в студенты в NTNU не в первый раз становится темой первых полос газет. В 2015 году общество резко отреагировало на церемонию «Палач» в сообществе «Масленка».


В 2014 году газета Universitetsavisa отзывалась о церемонии посвящения «Колодца» как o «напоминающей церемонию жестокой казни».


Тогда отреагировали и люди, живущие по соседству, и школа, находящаяся рядом с Duedalen в Тронхейме. Школе Singsaker пришлось даже перестроить в тот день расписание, чтобы избавить от страшных сцен первоклассников.


В 2011 и 2012 гг. спуск по реке Nidelva заканчивался весьма драматично: оба раза один из участников попадал под плот, на котором гребли студенты.


Оскар Лиллелёккен (Oscar Lilleløkken), возглавляющий общество «Масленка», признает, что в этом году процедуры прохождения посвящения в студенты были продуманы недостаточно.


«Мы вовсе не так хотим принимать в свои ряды тех, кто будет учиться вместе с нами. Мы очень серьезно относимся к происшедшему и просим прощения у всех, кого это затронуло. Сейчас самое главное — чтобы с нашими соучениками все было в порядке, а потом мы все проанализируем, чтобы улучшить наши ритуалы посвящения. Подобное не повторится».


Декан инженерного факультета Улав Болланд (Olav Bolland) рассказал Dagbladet, что руководство NTNU после этого эпизода созвало руководителей студенческих обществ на заседание.


«Мы рассмотрели процедуры и программы на следующий год. Студентам разрешили продолжать свои ритуалы, но они должны проводиться надлежащим образом», — сказал Болланд, который и сам принимал участие в подобном, когда был студентом.


«Слухи ходили всегда»


Основная идея, стоящая за всеми этими ритуалами, заключается в том, что новые студенты еще должны заслужить право стать членами студенческого сообщества. За церемониями — многолетние традиции и вопросы чести.


«Об этих посвящениях всегда ходила масса слухов. Мне лично не довелось подвергнуться во время посвящения чему-то опасному. Понятно, что окунаться в рыбные потроха — малоприятно, но тогда казалось, что это жутко весело. Я бы охарактеризовал все это как нечто веселое, отвратительное и вместе с тем как что-то, что является для тебя определенным вызовом», — сказал бывший студент NTNU-Йорген Шлеттен (Jørgen Sletten), изучавший морские технологии.


Чтобы быть принятым в студенческое сообщество «Колодец», ему, в частности, в свое время пришлось ползать по рыбьим потрохам, купаться в сухом льду и съесть канапе с глазом трески.


«Дело в том, что стать членом такого студенческого сообщества не должно быть просто. Когда ты прошел через нечто подобное, ты ощущаешь определенную принадлежность к нему, у вас появляется какая-то общая платформа, и, в конце концов, именно в этом и заключается смысл всех этих ритуалов. Это самый быстрый путь к тому, чтобы найти себе друзей и завязать контакты», — рассказывает Шлеттен.


Председатель «Колодца» на факультете морских технологий в NTNU, Фрида Маттсон (Frida Mattson) обращает внимание на то, что посвящение в студенты — дело сугубо добровольное.


«Цель этого мероприятия — дать почувствовать единение, ощутить, что ты принадлежишь к какому-то сообществу. Есть какой-то порог, который ты должен преодолеть, и если ты сделал этого, ты начинаешь испытывать чувство гордости от этого. Посвящение — дело сугубо добровольное. Прием в студенческие общества — традиция, которой сто лет, но ты становишься полноправным студентом независимо от того, выполнил ли ты процедуры ритуала посвящения, или нет», — говорит Маттсон.


— А что, это вопрос престижа — делать испытания сложнее и сложнее с каждым годом?


— В «Колодце» это — не вопрос престижа. Наоборот, мы обращаем внимание на то, чтобы это было как можно безопаснее и как можно лучше помогало бы нам вовлекать в наши ряды новых студентов. Все люди разные, каждый год мы стараемся, чтобы интеграция новых студентов проходила как можно успешнее. После церемонии посвящения мы каждый год проводим ее анализ — чтобы снизить возможный риск. И поскольку само мероприятие проводится вполне официально, это означает, что все соответствующие общественные инстанции одобрили его.


Давние традиции


Ритуалы посвящения разнятся от одного учебного заведения к другому, но общим их знаменателем являются задания — испытания для новых студентов. Традиция и в том, что посвящение в студенты, избравших несколько более практические направления учебы, связано с самыми физически трудными заданиями.


Например, прием в студенты-медики в Университете Осло, привлек к себе большое внимание десять лет назад, когда новичкам приходилось, раздевшись, имитировать половой акт, облизывать крыс, строить башни из тел полуголых людей, выкладывать дорожки из собственной одежды и целоваться со старшекурсниками. Это было частью посвящения в студенты. Руководство университета резко осудила подобную процедуру, написал представитель факультета в письме в Dagbladet.


«Примеры из 2007 года мне совершенно не известны. В то лето цепочка из одежды была частью ребуса, но я еще раз хочу подчеркнуть, что участие в ней было совершенно добровольным делом. К сожалению, поскольку я сама — первокурсница, могу сказать лишь о том, как все было в этом году», — говорит Иселин Сторм Рёсосен (Iselin Storm Røsaasen), ответственная за проведение «шефской недели» у студентов-медиков в Осло.


— А чего вы добиваетесь, выполняя эти ритуалы?


— Наши сегодняшние ритуалы ставят перед собой цель дать студентам почувствовать, что они — часть какой-то большей общности.


Dagbladet связалась с рядом студентов из разных учебных заведений, которым захотелось высказаться по теме.


«Половина успеха и всего веселья при посвящении в студенты-медики — то, что они не знают, что их ожидает. И я не хочу в это углубляться, чтобы не портить впечатление. Поэтому не хочу углубляться в детали. Но могу сказать, что то, что делают студенты, ответственные за „шефскую неделю", тестируется заранее», — говорит Сторм Рёсосен.


Профессор Института психологии Университета Осло Фанни Дакерт (Fanny Duckert) объясняет, почему мы в таких ситуациях предпочитаем выполнять поставленные перед нами задачи.


— Что касается подобных ритуалов, то тут речь идет о расставании с прежней идентичностью и обретением новой. И ритуалы связаны с тем, чтобы сломать твою существующую идентичность с помощью болезненных и странных приемов.


— А что делают с нами подобные испытания?


«На нашу психику они могут воздействовать по-разному. То, что спасает — это обретение тобой принадлежности к новой группе, новой уверенности в своей повседневной жизни. То, что подобное имеет столь давние традиции, свидетельствует о том, что мы готовы пройти через многое, чтобы обрести чувство принадлежности к чему-то, это как бы повышает твой статус. Изначально это привлекательно и соблазнительно», — говорит Фанни Дакерт.


Ритуалы, о которых надо забыть


В 1980-1990-е годы ритуалы посвящение были покруче, считает декан инженерного факультета NTNU Улав Боллан.


«Тогда ритуалы посвящения были гораздо более трудными физически. Сейчас все стало гораздо мягче. Поняли, наконец, что нельзя подвергать людей опасности. Не буду вдаваться в детали, но тогда приходилось делать гораздо более неприятные вещи».


Студенты проходят весь этот хаос и испытания, чтобы обрести свою новую идентичность как студенты, с 1938 года.


«Исходной точкой было то, что новые члены закрытого братства должны были пройти испытание болью, чтобы навсегда запомнить этот ритуал перехода. В прежние времена студентам университетов наносились шрамы: все должны были видеть, что они приняты в приличное общество», — говорит Томас Брандт.


Студенческие сообщества и выполняют функции своего рода братства или элиты. Внутри группы завязывается дружба, контакты, которые могут пригодиться потом. Видимым проявлением этого сегодня являются кольца, которые носят дипломированные инженеры, они свидетельствуют о принадлежности к технической элите, говорит Брандт.


Необходимо выполнять


В Норвежской школе экономики в Бергене ритуалы, связанные с «крещением» и «посвящением в студенты» в разных сообществах по интересам происходят в «неделю первокурсника».


Чтобы войти в какие-то подгруппы в студенческом обществе, необходимо пройти через разные процедуры. В 2014 году большое внимание привлекли к себе такие задания, как слизывание крема с обнаженных тел студентов постарше.


Некоторые студенты подвергали критике испытания в ходе «шефской недели», потому что, по их мнению, новые студенты могли посчитать все эти действия крайне неприятными.


Dagbladet связалась с ними, но никто из них выступить с комментариями не захотел.


«То, что новые студенты проходят обряд „крещения" в первый день „шефской недели", имеет давние традиции, но в Норвежской школе экономики традиции посвящения в студенты далеко не такие экстремальные, как в NTNU», — сказала Каролине Конгсхауг (Karoline Kongshaug), менеджер из правления Студенческого совета в Норвежской школе экономики.


Хотя физические испытания менее экстремальны, чем те, что имеют место в NTNU, основное во все годы учебы и после них — это братство и отпечаток секретности.


«Большинство студентов Норвежской высшей школы экономики входят в ту или иную группу, это могут быть разные группы — от тех, что занимаются политикой, до спортивной команды или хора, и принадлежность к группе имеет ценность как во время учебы, так и после. У многих групп есть свои ритуалы посвящения. Нам о них известно лишь то, что они проходят под контролем», — рассказывает Конгсхауг.


Чтобы получить пропуск в легендарный хор Svæveru', старейший норвежский студенческий хор, требуется пройти вступительное испытание — ритуал происходит в подвале Норвежской школы экономики.


Целый ряд известных хозяйственных руководителей начинал свою карьеру в Норвежской школе экономики и пел в хоре — например, генеральный директор Объединенного профсоюза работников финансовой отрасли (FNO) Идар Кройцер (Idar Kreutzer), писатель Ю Несбё и Йенс Улльвейт Му (Jens Ulltveit-Moe — известный норвежский инвестор — прим. ред.).


Во время вступительного испытания новые подающие надежды претенденты должны, в частности, исполнить песню о себе собственного сочинения — стоя на ящике перед студентами, принятыми в хор раньше, и новыми студентами, стремящимися туда попасть. Через какое-то время они узнают, приняты или нет.


Если их приняли, они должны раздобыть себе униформу. Жилетку железнодорожника и, как поет Ю Несбё в песне «Румба с Гюнн», красную бабочку, которая изначально должна была быть сделана из женского белья.


Хор Svæveru' сообщил в письме в Dagbladet, что они не хотели бы комментировать процедуру приема в хор за исключением информации о том, что участвовать в ней может кто угодно. Как правило, активных членов хора — 15-20 человек.


Svæveru' имеет, в частности, квартиру в Осло, где бывшие участники хора могут встречаться и после окончания учебы.


Лэп-данс и раздевание


В крупнейшей «шефской неделе» Норвегии, Fadderullan, которую устраивают студенты Высшей торговой школы в Бергене, каждую осень принимают участие более 4 тысяч студентов.


В прошлом году студентов попросили раздеться и имитировать секс во время ритуала приема в группу барменов Студенческого общества Высшей торговой школы в Осло, если верить Universitas.


Dagbladet побеседовала с несколькими студентами Высшей школы, которые рассказали, что в этом году вступительные ритуалы существенно мягче — по требованию Студенческого совета учебного заведения.


«В этом году нас обязали внести изменения в процесс. Раньше надо было, например, имитировать действия сексуального характера, сейчас ставка больше делается на креативность», — рассказал один из студентов в беседе с Dagbladet.


— А что было самым ужасным из того, что тебе самому пришлось делать, чтобы стать членом твоей группы?


— Тогда смысл был в том, чтобы человека унизить. Самое унизительное из того, что пришлось делать мне самому, был лэп-данс.