В Лондоне состоялись Олимпийские игры, которые являются хорошим поводом, чтобы поговорить о спорте и политике. У этой темы есть несколько важных аспектов.
Во-первых, во времена холодной войны спорт был заложником противостояния двух систем. В 1979 году СССР ввел войска в Афганистан, и на следующий год США вместе с другими западными странами бойкотировали московскую Олимпиаду. В 1984 году в Лос-Анджелесе не было уже спортсменов из СССР и других государств социалистического блока. Такие решения политиков стали трагедией и для западных, и для советских атлетов, так как зачастую им выпадает всего лишь один олимпийский шанс.
Холодная война осталась в прошлом, но принципиальность никуда не исчезла. Например, в хоккейной Сеперсерии-72 между сборными СССР и Канады каждой стороне было важно не только выиграть, но и доказать преимущество своей политической системы. Сегодня российская команда может проиграть турнир, но Канаду победить обязана. Нельзя не вспомнить и о баскетбольном противостоянии ЦСКА и «Жальгириса» в чемпионате СССР. Для литовцев, помимо спортивной составляющей, это была борьба за свободу и идентичность. Сейчас, когда на площадке встречаются сборные России и Литвы, запах исторической конкуренции продолжает витать в воздухе (впрочем, как и в случае с бывшими республиками Югославии). Из той же серии история, произошедшая с литовкой Д. Римшайте, которая получила российское гражданство и которой Литва запретила представлять Россию на лондонской Олимпиаде. Возможно, если бы речь шла об Америке, литовский Олимпийский комитет поступил бы по-другому.
Второй момент, который негативно связывает политику и спорт, - терроризм. В данном случае сразу вспоминается трагедия, произошедшая с израильскими спортсменами в1972 году в Мюнхене. После этого безопасности на Олимпиадах уделяется исключительное внимание, а в Лондоне даже разгорелся скандал, когда военные без консультаций с местными жителями разместили на крышах их домов комплексы противовоздушной обороны.
В-третьих, право проведения Олимпийских игр или чемпионата мира по футболу является делом престижа для каждой страны. Вот почему Китай стремился к тому, чтобы его летняя Олимпиада стала самой впечатляющей за всю историю игр, а Россия так радовалась, когда стала хозяйкой зимней Олимпиады в Сочи в 2014 году и чемпионата мира по футболу в 2018 году. Выбор того или иного претендента означает признание его статуса и достижений. Поэтому борьба за победу в этом соревновании ведется всеми возможными способами (например, в Сочи членам Международного олимпийского комитета на решающем заседании презентацию делал лично президент России В. Путин).
Четвертое, спорт иногда становится рычагом политического давления. К примеру, влиятельные европейские политики из-за дела Ю. Тимошенко бойкотировали украинскую часть чемпионата Европы по футболу 2012 года, но ожидаемого результата этот шаг не принес. Аналогично закончилась попытка ЕС лишить Минск (А. Лукашенко) права проведения в 2014 году чемпионата мира по хоккею. Глава Международной федерации хоккея. Р. Фазель так высказался по этому поводу: «Мы не должны быть марионетками политических сил, спорт не может и не должен быть политическим инструментом. Спорт должен вести к примирению и открытости новых границ, мы должны оставить разногласия политикам. Спорту зачастую удается то, что не получается у политиков. Запреты и бойкоты спортивных соревнований обесценивают идею спорта».
С другой стороны, расизм и национализм сегодня является неотъемлемой частью спорта. Например, в России во время игр футбольного чемпионата с трибун часто можно услышать: «Русские, вперед!». При этом удивляет тот факт, что чаще всего данный лозунг скандируют болельщики московского «Спартака» (среди которых много скинхедов), в котором играет большое количество темнокожих бразильцев. Однако подобного рода скандалы постоянно сотрясают и вроде бы политически корректную Великобританию: чего стоит хотя бы история с капитаном сборной Англии Дж. Терри, который был обвинен в расизме по отношению к товарищу по команде. Также можно вспомнить конфликт между уругвайским нападающим «Ливерпуля» Л. Суаресом и темнокожим полузащитником «Манчестер Юнайтед» П. Эвра.
Стоит отметить, что в 1936 году во время Олимпиады в Берлине нацисты решили на практике доказать превосходство светловолосых «сверхлюдей». Но планы А. Гитлера и его соратников с треском провалились: лучшим атлетом игр стал темнокожий американский бегун Дж. Оуэнс.
Обобщая, можно с сожалением констатировать, что сегодня спорт, без сомнения, являются частью большой политики. В первую очередь, это арена борьбы за политический престиж и соперничества больших государств. Кроме того, хотя холодная война закончилась, спорт продолжает оставаться инструментом политического давления, в результате чего, в основном, страдают спортсмены и болельщики. С другой стороны, они сами не всегда ведут себя достойно. А ведь родоначальник современного олимпийского движения Пьер де Кубертен сказал: «О, спорт! Ты - мир, прогресс, радость, справедливость, вызов, благородство, наслаждение, зодчий, плодотворность». Поэтому спорт должен быть вне политики