Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Если говорить о спортивной тренировке, речь не идет о времяпрепровождении, при котором упражнения выполняются вполсилы, и вы то ли наполовину отдаетесь, то ли наполовину уклоняетесь от работы. Мы говорим о регулярных репетициях, проводимых без скуки и усталости с твердой решимостью, знанием своих сильных и слабых сторон, когда каждое движение превращается в естественный рефлекс.

Согласно правилу 10 тысяч часов Малкольма Гладуэлла, именно столько времени человек должен посвятить делу, чтобы стать настоящим мастером. Представим трудолюбивого спортсмена, который каждый день тренируется не менее часа. Если он работает каждый день всю неделю, количество часов тренировки в неделю составит 7, в год - 365. Работать каждый день значит не обращать внимания на субботы и воскресенья, летние и зимние каникулы, день рождения и Новый год, болезни и друзей, которые постоянно подначивают: «Подумаешь, пропустишь денек». В итоге, чтобы достичь совершенства в объеме 10 тысяч часов, нашему спортсмену потребуется почти 27,5 лет. Если начать заниматься спортом в 7 лет, то в 34,5 года можно завоевать медаль на Олимпийских играх. Но всем нам хорошо известно, что большинство обладателей медалей моложе этого возраста. Поэтому тренировки спортсменов при подготовке к Олимпиаде продолжаются не 365 часов в год, а тысячу часов. То есть 19 часов в неделю. И, если сделать выходной, то на остальные дни придется 3 часа тренировок. Тогда понятна ценность олимпийской медали, которую нельзя измерить деньгами, не так ли?

Читайте также: Мотивация атлетов по-немецки

Да, если говорить о спортивной тренировке, речь не идет о времяпрепровождении, при котором упражнения выполняются вполсилы, и вы то ли наполовину отдаетесь, то ли наполовину уклоняетесь от работы. Мы говорим о регулярных репетициях, проводимых без скуки и усталости с твердой решимостью, знанием своих сильных и слабых сторон, когда каждое движение превращается в естественный рефлекс. Уровень каждой тренировки должен повышать собственный уровень спортсмена на более высокую ступень. Понемногу заставляя себя, вы можете подняться выше.

Ямайский спортсмен Усэйн Болт (справа) на соревнованиях по легкой атлетике на XXX летних Олимпийских играх, август 2012.


У вопроса тренировки есть и другое измерение, которое не имеет отношения к физической подготовке. Помочь понять это может эксперимент, проведенный немецким исследователем Ренатой Дейнзер (Renate Deinzer) в попытке найти ответ на вопрос: можно ли измерить стресс биологически? В выборку Дейнзер попадают 16 человек, многие из которых ни разу в жизни не находились на борту самолета и никогда не имели такого опыта. Формируются группы из четырех человек. Участникам эксперимента предлагается сесть в самолет и совершить прыжок с парашютом. Цель - установить, что представляет собой страх смерти, и измерить, как на него реагирует человеческий организм. До и после каждого прыжка у участников эксперимента берут образцы слюны. После первого прыжка начинается второй, а затем - третий тур. Впоследствии анализы слюны показывают, что с каждым новым туром уровень стресса снижается. По сравнению с первым прыжком, в третий раз уровень стресса большинства участников сокращается вдвое! Однако не спешите делать вывод, что это сила тренировки.

Также по теме: Антидопинговые агентства готовятся выявлять «трансгенных» спортсменов

Подобный эксперимент был проведен среди танцоров Хантером С. Томпсоном (Hunter S. Thompson). Конечно, нельзя сравнивать танцы с таким экстремальным видом спорта, как прыжки с парашютом, однако цели обоих экспериментов схожи. Также с помощью анализа слюны автор второго опыта сравнил уровень гормонов стресса, возникающего на тренировках и соревнованиях. Каким, по-вашему, был результат анализа 900 образцов слюны, взятых у пар, которые многие годы танцевали вместе и успели поучаствовать в нескольких десятках конкурсов? Несмотря на то, что участников этого эксперимента отличают годы тренировок и многолетний опыт выступлений на соревнованиях, и им нисколько не угрожала смертельная опасность, показатели танцоров в момент конкурса практически совпадают с показателями тех, кто впервые в жизни совершил прыжок с парашютом! Значит, не стоит исключать факторы конкуренции и зрительской аудитории?

В свете этих примеров, которые были заимствованы из разных источников, необходимо отметить следующее: новая мода нашего времени - «штриховка спортсмена». Мы в значительной мере устали от институциональной надстройки и приходим к осознанию необходимости обнаружения талантливых спортсменов и их воспитания в нашей стране. Отбрасывая в сторону сомнения в том, как должна осуществляться такая штриховка, и надеясь на то, что все выполняется в научно грамотной форме, следует отметить, что даже в этом случае воспитание спортсмена - чрезвычайно трудоемкая и утонченная работа. Найти талант - это начало, но основная проблема состоит в том, как с помощью клуба, школы, тренера и прессы найти его место в системе. На самом деле именно над этим нам стоит задуматься.