Один из высших чиновников Госдепартамента США во вторник обвинил Китай и Россию в отходе от участия в международных переговорах по вопросам кибербезопасности и в попытках добиться от ООН одобрения на ужесточение контроля над интернет-пространством в своих странах.
Мишель Маркофф (Michele Markoff), старший советник Госдепартамента по вопросам интернета, отметила, что в прошлом году был заключен договор между 15 странами, включая США, Россию и Китай. Согласно договору, страны соглашались коллективно продолжать обсуждение по вопросу того, какую политику следует применять в связи с все более широким распространением информационных технологий. Тем не менее, ранее в этом месяце Китай и Россия, вместе с Таджикистаном и Узбекистаном, отправили собственное предложение Генеральному секретарю ООН, в котором звучало стремление этих стран урезать интернет-свободы. США выступают против этого, подчеркивает Маркофф.
Документ носит название «Международный кодекс по обеспечению безопасности в сфере информации» и содержит просьбу к другим странам помочь не допустить развития технологий, которые могут «подорвать политическую, экономическую и социальную стабильность других стран». По словам иностранных экспертов, формулировка,скорее всего, имеет ввиду социальные сети, сыгравшие ключевую роль в ходе недавних арабских восстаний, а в Китае и продолжающие играть схожую роль день ото дня.
Выступая на форуме по сетевой безопасности в Вашингтоне, Маркофф отметила, что предложение России и Китая появилось «достаточно неожиданно» и похоже на «попытку отступить обратно с той площадки общих интересов», достигнутой в прошлом году.
«На самом деле, они ищут способов оправдания для установления независимого правительственного контроля над интернет-ресурсами и над свободой слова и выражения в целом, что им нужно для поддержания контроля в своих государствах», – заявила Маркофф.
В Соединенных Штатах придерживаются совсем иных взглядов на то, что есть поддержание безопасности в интернете. Американские дипломаты даже когда говорят на эту тему, используют другую терминологию. В США предпочитают термин «кибербезопасность» (или «сетевая безопасность»), то есть обеспечение безопасности компьютерных сетей вне зависимости от того, какая информация в них ходит. Этот термин подразумевает поддержание свободной циркуляции информации в интернете. Россия и Китай, напротив, когда используют понятие «безопасность информации», имеют в виду перехват контроля либо возможность отсечения любой выложенной в сеть информации, способной дестабилизировать правительство, отмечают иностранные эксперты.
В прошлом году в Соединенных Штатах посчитали, что, наконец, пришли к «ценному компромиссу» с Китаем и Россией в вопросах сетевой безопасности, «откуда стало видно возможное направление для благоприятного дальнейшего сотрудничества», – отметила Маркофф. Но после того, как свет увидело новое обращение в ООН, оптимизм стал снова иссякать.
«Лично я понимаю действия России и Китая так, что, учитывая, что мы находились на этапе активных переговоров, им, видимо, все равно, что мы думаем», – заявила Маркофф во вторник в ходе саммита по кибербезопасности в Билингтоне.
Российско-китайский документ появился в то время, когда администрация Обамы пытается добиться установления международного сотрудничества в вопросах кибербезопасности. В мае в администрации предложили определить международные стандарты компьютерной безопасности, которые могли бы помочь предотвращать сетевое мошенничество и служить гарантами сетевых свобод. Проект предполагал штрафные меры для стран, в которых уровень сетевой безопасности не соответствует этим международным стандартам.
«В Китае считают, что информация и кибербезопасность – это общая задача, с которой сталкиваются во всех странах, поэтому и эффективно бороться с этими проблемами можно только посредством международного сотрудничества», – такие слова пресс-секретаря Министерства иностранных дел Китая Цзян Юй (Jiang Yu) приводили после того, как ранее в этом месяце в ООН поступило вышеуказанное предложение.
И пока Китай и Россия, похоже, заняты попытками установить более жесткий контроль над своим киберпространством, администрация Обамы занята попытками укрепить в иностранном интернете свободу, отмечает Адам Сигал (Adam Segal), старший сотрудник по вопросам борьбы с терроризмом и вопросам национальной безопасности при Совете по международным отношениям. Например, Госдеп США финансирует разработку проекта «интернет в чемодане», которая должна обеспечить доступом к беспроводному интернету диссидентам в странах, где правительство старается заставить их замолчать, писала в июне газета New York Times.
В публикации на странице блога Совета по международным отношениям Сигал пишет, что предложение России и Китая имеет целью осторожно подвергнуть критике политику «использования всех необходимых средств – дипломатических, информационных, военных и экономических», продвигаемую администрацией Обамы для защиты США и американского правительства во всемирной сети. Предложение России и Китая призывает страны «решать конфликты мирными методами, не прибегая к военной силе или угрозам военным вмешательством», написал он. Джейсон Хили (Jason Healey), руководитель Инициативы по киберуправлению (Cyber Statecraft Initiative) при Атлантическом совете, отметил, что это предложение также примечательно и тем, что в нем не упоминается - как положения о том, что государства должны контролировать своих патриотично настроенных хакеров или гарантировать поддержку законов вооруженного конфликта в киберпространстве, что сделали Соединенные Штаты и Великобритания, но не Россия и Китай.
По его словам, остается неясным, следует ли рассматривать этот документ в качестве следующего шага в серьезном международном диалоге или принимать за отыгрывание дипломатических очков в преддверии встречи стран на международном саммите по кибербезопасности, который пройдет в ноябре в Великобритании.
«К сожалению, это может быть всего лишь поводом поругать Запад и сбить всех с толку перед конференцией», – пишет Хили в блоге на сайте Атлантического совета.
Соединенные Штаты, и Россию и Китай ранее уже обвиняли в проведении кибератак, нацеленных на другие страны. В 2007 году Эстония обвиняла Россию в том, что та инициировала кибератаки на эстонские сайты. Компания Google ранее обвиняла Китай в попытках взломать почтовые ящики руководящих чиновников США на почтовом сервисе Gmail. Иран обвинял Соединенные Штаты и Израиль в создании кибероружия, так называемого вируса Stuxnet, повредившего иранскую ядерную программу.
Россия и Китай отрицали свое причастие и спонсирование хакерских атак. В мае заместитель министра обороны Уильям Линн (William Lynn) не стал ни подтверждать, ни опровергать причастность Америки к разработке и запуску Stuxnet.
Сигал пишет, что придется применить «технику серьезного дипломатического джиу-джитсу», чтобы убедить Китай утихомирить своих хакеров, не взяв, при этом, такое же обещание и на себя.
«Если коротко, - пишет он, - то США и Китаю все еще далеко до достижения соглашения по приемлемому поведению в киберпространстве».