Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Запад должен работать с Путиным, а не только бранить его

© коллаж ИноСМИВопрос Сирии
Вопрос Сирии
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Спор Запада и России о том, что делать с Сирией, напоминает старую пословицу о двух лысых, поссорившихся из-за расчески. На самом деле, ни одна из сторон не знает, что делать. Но каждая весьма традиционно реагирует на отсутствие у нее конкретного плана: Россия устраивает обструкцию, а Запад отвечает пустой риторикой.

Спор Запада и России о том, что делать с Сирией, напоминает старую пословицу о двух лысых, поссорившихся из-за расчески. На самом деле, ни одна из сторон не знает, что делать. Но каждая весьма традиционно реагирует на отсутствие у нее конкретного плана: Россия устраивает обструкцию, а Запад отвечает пустой риторикой.

Запад прав, полагая, что баасистский режим в Сирии не может оставаться у власти, не демонстрируя бесконечную жестокость, и что согласованный уход династии Асадов весьма желателен. Россия права, когда опасается, что уход этой династии может породить еще более страшный режим и стать кошмаром для сирийских меньшинств.

Насколько бы это ни было неудобоваримо для Вашингтона, Кремль прав, заявляя о том, что если существует какой-то шанс на международное соглашение по Сирии, то в нем должен участвовать Иран. Это вызвано наличием тесных связей между Ираном и сирийским режимом, а также тем, что Ирану небезразлично будущее алавитского меньшинства. Более того, как довольно часто происходило в прошлом, навязчивые идеи США и Израиля по поводу Ирана заставляют Вашингтон закрывать глаза на те опасности, которые создает политика Саудовской Аравии, хотя саудовцы своей поддержкой помогли заложить фундамент для исламского экстремизма в Пакистане и других странах.

Читайте также: Западу надо быть более беспристрастным на саммите G20

Когда мы слушаем высказывания Вашингтона и Парижа по поводу Сирии, нам стоит вспомнить об американской и французской политике по отношению к их союзнику Алжиру в 1990-х годах, когда военные отменили результаты демократических выборов и начали жестокую кампанию репрессий против исламистов, победивших в ходе голосования, что привело к гибели более 150 тысяч человек. Тогда вопрос об изоляции Алжира и о вмешательстве Запада просто не стоял.

Эта история выставляет в нелепом и смехотворном свете нынешнюю западную риторику. Наверное, Хиллари Клинтон надо было бросить быстрый взгляд в зеркало истории, прежде чем называть Россию и Китай «подлыми» за их противодействие международным акциям в Сирии. Ситуацию усугубляет и то, что Клинтон публично обвинила Россию в поставках ударных вертолетов в Сирию, хотя американские официальные лица конфиденциально признают, что она преднамеренно сгустила краски, чтобы оказать давление на Москву. Разве это способствует укреплению взаимного уважения и доверия?



Сирийская история сама по себе имеет огромное гуманитарное и геополитическое значение, и события в этой стране будут иметь серьезные последствия для такого важного вопроса как отношения Запада и России. Часть западного общества начала очередной раунд яростных разглагольствований, направленных против путинской администрации. Вызвано это, в основном, его полуавторитарной системой правления, а также новыми поставками боеприпасов в Сирию. Порой такие заявления кажутся оправданными, учитывая некоторые весьма одиозные аспекты российского государства, но здесь необходима мера.

Как показывают результаты российских выборов и состав оппозиционных демонстраций, подавляющее большинство россиян поддерживает пеструю смесь из националистов и приверженцев советского строя. Пусть им до чертиков надоела коррупция элиты, большинство из них не собирается голосовать за прозападных либералов. Этот основополагающий аспект российской действительности, а также неплохие показатели экономики под осторожным и внимательным руководством Владимира Путина придают сил его администрации и означают, что даже в маловероятном случае ее ухода, российская внешняя политика не изменится ни на йоту.

Также по теме: Россия хочет во всеоружии встретить кризис евро

Западу нужно искать компромиссы с Россией, потому что сегодня он - слабее, чем прежде. Среди прочего, идея о вступлении Грузии и Украины в НАТО и ЕС, и даже намек на укрепление партнерства сегодня являются мертворожденным продуктом. А это, в свою очередь, требует изменений в политике Запада с отказом от антироссийской экспансии в пользу стратегии совместного сдерживания кризисов - таких, как вполне реальная угроза новой войны из-за Нагорного Карабаха между Арменией и Азербайджаном.

Текущие события говорят и о двух других моментах. Если мы хотим, чтобы западная демократия сохранила свое глобальное влияние, нам надо срочно улучшать показатели ее работы у нас дома. И второе: в будущем в мире будет большое разнообразие не только великих держав, но и политических систем.

Поэтому, если существует какой-то шанс на международное сотрудничество, то мы должны научиться с уважением относиться к системам друг друга. И хорошим началом в этом плане могут стать переговоры с Россией и Китаем о Сирии.

Автор статьи - профессор кафедры исследования военных конфликтов в Королевском колледже в Лондоне и автор книги «America Right or Wrong: An Anatomy of American Nationalism» (Права или не права Америка: Анатомия американского национализма).