Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Во время последнего визита премьер-министра Ирака Нури аль-Малики в Россию между странами было подписано соглашение о продаже Ираку оружия на сумму, превышающую 4 млрд. долларов. СМИ сообщили, что речь идет об ударных вертолетах Ми-28Н, зенитных ракетно-пушечных комплексах «Панцирь-С1», истребителях МиГ-29М/М2 и тяжелых бронированных боевых машинах.

Во время последнего визита премьер-министра Ирака Нури аль-Малики в Россию между странами было подписано соглашение о продаже Ираку оружия на сумму, превышающую 4 млрд. долларов. СМИ сообщили, что речь идет об ударных вертолетах Ми-28Н, зенитных ракетно-пушечных комплексах «Панцирь-С1», истребителях МиГ-29М/М2 и тяжелых бронированных боевых машинах.


Удивляет то, что Ирак покупает такое количество неамериканского вооружения.
 
После инвазии США в эту страну казалось, что Вашингтон монополизировал политику Багдада, но в Москве Нури аль-Малики заявил: «Будь то закупки оружия или нефти или политические консультации, мы по этим вопросам ни с кем не советуемся. Наша внешняя политика состоит в том, чтобы исходить из своих интересов».

При этом военная торговля не является единственной сферой возобновляющегося российско-иракского сотрудничества. На совместной с В. Путиным пресс-конференции глава правительства Ирака отметил: «Мы договорились наметить несколько перспективных направлений сотрудничества и поручить детальную разработку планов их развития конкретным министрам. Речь в первую очередь идет о нефтегазовой сфере, также об электроэнергетике, торговле, об инвестициях, строительстве». Здесь следует упомянуть о том, что в Ираке уже работает «Лукойл», «Газпромнефть», «Интер РАО ЕС», «Гидромашсервис», «Силовые  Машины» и другие российские компании.

Читайте также: Мусульманские богословы требуют расследования по оружейной сделке Ирака и России

Короче говоря, создается устойчивое впечатление того, что Россия возвращается в Ирак, и в связи с этим вышеупомянутый военный контракт не выглядит таким уж неожиданным. Больше того, зависимость Багдада от воли Америки оказывается не так однозначна, как казалось.


Обращает на себя внимание и высказывание Нури аль-Малики о ситуации в Сирии. В интервью агентству «Интерфакс» он заявил о том, что позиция Ирака в вопросе урегулирования сирийского кризиса очень близка с российской: решение вопроса мирным путем является единственно возможным, а военное вмешательство или силовые методы могут только разжечь беспокойство, и тогда это затронет весь регион. Отдельно в этой связи он «прошелся» по Турции: «Мировое сообщество должно остановить Турцию, поскольку Турция ведет себя нагло, можно сказать, как будто она берет на себя ответственность за решение проблем в Сирии вместо сирийского народа и хочет навязать им свое решение. Поэтому мировое сообщество должно вмешаться и остановить Турцию. Турция пытается привлечь силы НАТО для вмешательства в дела Сирии. Это очень опасно, потому что, не дай Бог, повторится ливийский сценарий. (…) Мы считаем, если НАТО вмешается в сирийскую ситуацию под видом защиты Турции, то это может развязать серьезную войну во всем регионе».
 
Ирак является очень важным государством в системе регионального баланса сил, хотя войны с США на некоторое время и «стерли» его с политической карты Ближнего Востока. Сегодня Багдад возвращается в большую игру, а Россия в свою очередь стремится вернуться в Ирак, чтобы оказывать большее влияние на процессы в регионе. В противостоянии шиитов и суннитов Москва пытается поддержать шиитов, позиции которых в Ираке в последнее время (не без помощи Ирана) заметно усилились. Это – дополнительная основа для стратегического сближения России и Ирака и их совместного с Ираном сопротивления давлению на Сирию.  

Также по теме: Москва в военном отношении заменит Вашингтон в Ираке

Судя по всему, Ирак сегодня хочет стать менее зависимым от Вашингтона и сбалансировать свою внешнюю политику. По словам директора Центра анализа стратегий и технологий Р. Пухова, «очевидно, что влияние США на Ирак слишком преувеличено. Шиитское правительство этой страны начинает проводить все более независимую от Вашингтона политику, все больше поглядывая в сторону Ирана». Между прочим, Америка отреагировала на российско-иракский военный контракт достаточно спокойно, так как сама собирается продать Ираку оружия на 12 млрд. долларов. Правда были сообщения о том, что Ирак под нажимом Вашингтона отказался от российского оружия, однако министр обороны Садун аль-Дулайми поспешил их опровергнуть. Как бы там ни было, появление России на иракском горизонте едва ли радует США: с советских времен Москва была противовесом американских интересов в регионе, и сегодня Ирак может стать для нее серьезной картой в глобальном противостоянии с Вашингтоном и демонстрирующей все большую агрессивность и амбициозность Анкарой (хотя российско-турецкие отношения нельзя назвать плохими, ситуация в Сирии отчетливо демонстрирует геополитическую несовместимость двух стран).
 
Таким образом, вырисовываются контуры блока Иран-Ирак-Сирия, позиции России в котором будут достаточно сильны, что позволит ей играть более активную роль во всем регионе. Обоснованность такой гипотезы подтверждают и слова Нури аль-Малики о хороших отношениях Багдада с Тегераном, а также американские подозрения, что через территорию Ирака в Сирию поставляется иранское оружие. Иными словами, возможное возвращение России в Ирак есть часть ее большой стратегии отвоевания позиций на Ближнем и Среднем Востоке, и если ей удастся переманить на свою сторону Багдад, Америке, Израилю, Турции и их союзникам придется серьезно задуматься.