Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Титан играет важную роль для Boeing и России

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Титановый завод ВСМПО - АВИСМА во времена Холодной войны являлся засекреченным предприятием по производству деталей для ядерных ракет. А сегодня на предприятии можно увидеть целую гору титановых штамповок, предназначенных для установки на самолеты Boeing. Несмотря на натянутые отношения между политиками двух стран, российские и американские бизнесмены находят взаимопонимание. Ведь дело касается работы и зарабатывания денег.

Верхняя Салда, Россия – Корпорация Boeing стремится уменьшить вес своих самолетов, титан является необходимым условием для достижения этой цели. За этим легким и прочным металлом американская компания отправляется в небольшой городок в Уральских горах.

Титановый завод ВСМПО - АВИСМА во времена Холодной войны являлся засекреченным предприятием по производству деталей для ядерных ракет. А сегодня на предприятии можно увидеть целую гору титановых штамповок, предназначенных для установки на самолеты Boeing. На совместном предприятии Boeing и ВСМПО - АВИСМЫ под названием Ural Boeing Manufacturing шлифуются кованые детали, предназначенные для транспортировки в Америку. Треть всех  сборочных производств стоек шасси для самолетов Boeing использует титановые штамповки из России.

Российские детали не видны с первого взгляда, но в то же время имеют исключительную важность для конструкции. Их применяют на таких самолетах, как Boeing 787 Dreamliner или рядовой пассажирский 737.

Объемы закупок Боингом титановых изделий, производимых на ВСМПО - АВИСМА, очень велики (в будущем корпорация Boeing планирует выделить на закупки еще 18 миллиардов долларов). Вместе с тем корпорация Boeing принимает участие в разработке новых сплавов в России. В Москве, на тысячу километров западнее, команда, состоящая из 1 400 аэрокосмических инженеров разрабатывает новые фюзеляжи и крылья, используя российские титановые детали.

Титановое предприятие является позитивным примером, ярким пятном на неоднозначной картине проблемной российской авиакосмической промышленности. Этот союз двух корпораций чрезвычайно важен и для Boeing. Благодаря новому Dreamliner, компания освоила новые технологии и расширила мировую сеть поставщиков. Однако стратегия сильно пошатнулась из-за японских литий-ионных аккумуляторов. Риск взрыва аккумуляторов заставил Boeing на месяцы приостановить работу всей серии самолетов.

Стратегия России в области производства титана приносит свои плоды и полностью себя оправдывает. Уверенность в российском титане крепка даже несмотря на натянутые отношения между Россией и Соединенными Штатами. Геополитические  споры делают легкий металл даже более экономичным, поэтому Boeing потребляет его все больше. Снижение веса ВС делает самолет более экономичным в использовании и, таким образом, более привлекательным для авиакомпаний. Завод ВСМПО - АВИСМА, расположенный в чаще соснового леса, производит 35% всего титана, который необходим для строительства пассажирских самолетов Boeing.

«Существуют детали, которые кроме нас никто не производит», - заявил директор и акционер завода Михаил Воеводин.

Титановые детали невероятно трудно производить. В главном плавильном цехе вдоль стен  расположены гигантские кольцевые печи, похожие на  трубы церковного органа, высотой в шесть этажей. В этих вакуумных трубах плавится металл.

Гигантские опоры, столбы и листы накаляются до красна и опускаются в воду, где по ним ударяют невероятно сильными гидравлическими молотками весом в 5 тонн.

«Россия – стратегический партнер, производящий детали для Boeing 787», - считает Сергей Кравченко,  глава российского представительства Boeing. На заводе «находится самый крупный в мире пресс для титановых штамповок, и Boeing в полной мере использует это уникальное преимущество», - написал он в своем письменном интервью.

В России титан использовался для создания кабины космического корабля «Восток», на котором в 1961 полетел в космос Юрий Гагарин. К началу 70-х этот металл увлек советских генералов. Началась секретная программа, требующая невероятных ресурсов. В Союзе из титана строили не только самолеты, но и подводные лодки.

Из экскурсии по музею предприятия стало известно, что корпуса полудюжины торпедных подводных лодок класса  Alfa, Mike и Papa на 30% были выполнены из титана. На производство каждой лодки требовалось более 2000 тонн титана. Легкие и прочные подлодки назывались «золотыми рыбками», они могли развивать скорость под водой до 44 узлов или 80 км/ч.

Сама история уже позволяла компании Boeing быть уверенной в стабильности российских поставок. Кроме России и других бывших советских республик выплавкой титана занимаются только США, Германия, Япония и Китай.

Холодная война принесла ВСМПО - АВИСМЕ технологии и поразительные производственные возможности. В 70-х предприятие производило 90 000 тонн титана в год, - а  это больше, чем все остальные предприятия в мире вместе взятые. Сейчас там производится около 32 000 тонн титана, однако эта цифра постоянно растет. В целом, ВСМПО - АВИСМА производит 45% всего мирового титана, который используется в авиакосмической промышленности.

Присутствие Boeing в России укрепилось в 2007 году, когда Госкорпорации Ростех, государственному конгломерату, был передан контроль над предприятием. «Ростех» начал работу по возрождению военно-промышленного комплекса за счет поиска партнеров по экспорту продукции двойного назначения, развивая гражданские направления. Корпорация поставляла титан как для Boeing, так и для его основного конкурента - Airbus, а также Embraer, Bombardier и двигателестроительным компаниям.

Для Boeing  союз с российской аэрокосмической промышленностью не ограничивается поставками титана. В 1990-х при государственной поддержке США Boeing открыл центр проектно-конструкторских работ c целью предотвратить утечку российских авиакосмических инженеров и ракетчиков в страны третьего мира. Центр трудоустраивал специалистов, недавно покинувших такие российские компании, как «Илюшин», «Сухой» и «Хруничев», где создаются космические капсулы и спутники.

Новые сплавы являются основным критерием для повышения цены. Чистый титан стоит около 14 долларов за килограмм, в то время как стоимость сплавов титана с цирконием, никелем и другими металлами может достигать 300 долларов за килограмм. Московский технологический центр уже запатентовал 3 таких сплава.

ВСМПО - АВИСМА – один из немногих успешных производственных предприятий в России. В прошлом году «Ростех» продал контрольный пакет акций руководству компании. Акции ВСМПО - АВИСМЫ размещены на ММВБ, их рыночная капитализация достигает примерно 2 миллиардов долларов.

Также ВСМПО -  АВИСМА снабжает титаном российскую армию. В периметре предприятия, где расположены детали для ракет и самолетов,  лежат огромные титановые кольца для корпуса МБР «Булава», новейшей российской разработки. Внушительная гора этих деталей похожа на порцию луковых колец. (Большинство потребительских товаров из титана, например, клюшки для гольфа или ледорубы производятся в Китае из более дешевых металлов без технологичных сплавов.)

Три года назад на ВСМПО - АВИСМЕ открылось дополнительное производство титана для имплантатов. Линия быстро развивалась, и теперь компания занимает примерно четверть мирового рынка в своей сфере.

По словам Михаила Воеводина, генерального директора корпорации, процесс производства особенно не изменился, детали штамповки создаются по тем же технологиям. Единственное дополнение – теперь продукция титанового гиганта может заменить и некоторые детали человеческого тела, а не только самолета.