Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Вмешательство или невмешательство? Единое или разрозненное человечество? Существует ли международное право, призванное покарать диктатора, который безнаказанно уничтожает собственный народ? Или же право имеет место только внутри национальных границ, и если вам не повезло родиться в Бангладеш, то разбираться со всеми бедами придется самостоятельно?

Это черная дыра второй половины ХХ века.

Самая забытая из всех забытых войн.

В 1971 году прогремели три удара трагедии, которая, от Боснии до Косова, а потом от Дарфура до Сирии, без конца повторяется по одному и тому же неизменному сценарию.

Как бы то ни было, этот вопрос не представлял интереса для ученых и находился где-то на самых окраинах общественного сознания. Война в Бангладеш... Такая даль, такая экзотика... Почти неудивительно, что она стерлась из коллективной памяти Запада.

Но вот профессор из Принстона выпустил книгу, которая возвращается к этой истории, отдает дань памяти жертвам и впервые делает должные выводы. Называется она «Кровавая телеграмма: Никсон, Киссинджер и забытый геноцид» (The Blood Telegram: Nixon, Kissinger and a Forgotten Genocide) Гэри Басса (Gary Bass).

На ее станицах мы видим, что настоящий геноцид (а речь действительно шла о попытке геноцида) может произойти вскоре после Освенцима так, что ни один человек в мире (за редкими исключениями в лице Андре Мальро) и даже великие мыслители не беспокоятся на этот счет и не собираются действовать. Представленные доказательства отметают любые сомнения.

Читайте также: Хомский - Почему все, что делают США, законно

Мы видим формирование основы для главного спора 40 грядущих лет, который будет сводиться к следующим вопросам: Вмешательство или невмешательство? Единое или разрозненное человечество? Существует ли международное право, призванное покарать диктатора, который безнаказанно уничтожает собственный народ? Или же право имеет место только внутри национальных границ, и если вам не повезло родиться в Бангладеш, то разбираться со всеми бедами придется самостоятельно? Оправдано ли представление о всеобщей совести и международном сообществе, или же следует придерживаться печально известной теоремы Геббельса: «Угольщик у себя в доме хозяин»?

Книга демонстрирует нам то, как на первый взгляд незначительные факторы (личная симпатия Киссинджера к пакистанскому диктатору Яхье Хану, этой вечно пьяной скотине) могут привести к тяжелейшим, катастрофическим последствиям: чудовищная война длилась почти год и унесла неисчислимое множество жизней, — историки до сих пор не могут точно сказать, сколько людей погибло во время конфликта, 300 000, 500 000, миллион... Кроме того, Басс утверждает, что похожая схема работает и сегодня в Сирии, где эскалация напряженности объясняется тем, что Путин поставляет режиму оружие и инструкторов. Война в Бангладеш не продлилась бы так долго, если бы тогдашний Путин, то есть Ричард Никсон не упорствовал в поддержке человека, которого он считал азиатским воплощением Авраама Линкольна.

Кроме того, эта книга показывает, как самые обычные люди могут встать на пути этой кровавой машины и после долгих, очень долгих призывов наконец-то добиться внимания к себе. Речь не идет о репортерах, которые делали все, чтобы не пропустить в печать ужасные снимки, об угодливых интеллектуалах или, например, если взять одни лишь США, о Кристофере Хитченсе, решившим закрыть на все глаза. Нет. Речь идет о горстке «маленьких» дипломатов, таких как генеральный консул в Дакке Арчер Блад, который отправил своему руководству с десяток посланий с предупреждением об ответственности за творившуюся вокруг кровавую баню. В конечном итоге он с 19 коллегами опубликовали «кровавую телеграмму», которая поставила крест на его карьере, но привлекла внимание общественности и стала залогом вмешательства Индии.

Также по теме: Нам нужно спасти сирийских детей

Наконец, книга показывает, как сильная политическая воля (ее проводником в тот момент стал Индира Ганди) может положить конец проволочкам, когда опирается на нравственность и право. То же самое произошло 20 лет спустя в Боснии и 40 лет спустя в Ливии и Мали. Книга отнюдь не идеализирует индийского премьера (хотя тот сыграл важнейшую, пусть и не всегда заметную роль), но превозносит настоящую политику, которая не боится пойти против закона так называемых свершившихся фактов. Читателям этих записок, вероятно, не известна моя привязанность к прекрасной Бангладеш: более 40 лет назад я описывал войну за ее освобождение в газете Combat, был знаком с освободителем Муджибуром Рахманом (отец нынешнего премьер-министра) и описал трагическое, но благородное рождение нового государства в книге «Красные Инды» (Les Indes rouges).

Таким образом, вышедшая на днях книга Гэри Басса вдвойне заслуживает того, чтобы ее прочитали и обязательно перевели на французский язык. Дело в том, что она привлекает внимание к регионам мира, которые оказались незаслуженно забыты: не потому ли эти городки в дельте Ганга так бедны и несчастны, что живут в постоянной угрозе так называемых природных катаклизмов, которые мир при желании мог бы предотвратить с учетом имеющихся у него технических средств? Кроме того, книга рассказывает историю, которая уже не раз повторяется в современном мире: нам нужно вернуться в Бангладеш, чтобы по-новому взглянуть на неоднократное малодушие и слепоту Запада, а также зияющую пустоту за фасадом международного сообщества.