Китайская тема все активнее обсуждается в российском информационно-политическом пространстве. В Москве звучат мнения о том, что объединение усилий с Пекином поможет России вытеснить США с доминирующих позиций в мире. Однако скептики утверждают, что бóльшую опасность для РФ представляет не Запад, а как раз Китай.
Пока приоритетный взгляд России на восточного соседа лишь усиливается. Это обусловлено и углублением российско-западной конфронтации из-за Украины. Хотя оказываемое на Москву давление трудно назвать тотальным, США и Западная Европа считают, что Кремль должен получить ответ на свои действия. Прежде всего – в виде экономических санкций.
В этом случае России не остается ничего другого, кроме как изменить свой европейский экономический вектор, и здесь срабатывает прежде всего китайский фактор. Важным событием в данном контексте стало подписанное в Шанхае соглашение о поставках в Китай российского газа. Москва обставила его как геополитическую и экономическую победу, но его реальная экономическая выгода не ясна. Эксперты отмечают, что суммарные инвестиции в инфраструктуру и другие вещи могут привести к убыткам «Газпрома» в размере 14 млрд. дол.
Но вряд ли экономический фактор в данном случае играет ключевую роль. Соглашение можно рассматривать как идеологическую победу России, а уж затем как укрепление ее позиций на перспективном рынке, что важно, так как не только Европа зависит от российского газа, но и РФ зависит от европейского потребителя.
Таким образом Москва может готовиться к новым конфликтам. Ее действия на Украине показывают, что Россия хорошо подготовилась к идеологической и даже прямой борьбе за постсоветское пространство, но нужно обезопасить себя от возможного (экономического) давления со стороны Запада. Тогда становится актуальным вопрос формирования антизападной коалиции, и первый в очереди снова Китай.
Стратегия Кремля более или менее понятна: с опорой на Пекин создать мощный геополитический центр силы, который бы свел на нет геополитический потенциал США. Но согласен ли Китай с таким планом, и кому достанется роль «старшего брата»?
Интересный прогноз относительно возможных перспектив российско-китайского сотрудничества дает эксперт Центра анализа стратегий и технологий В. Кашин. Он считает, что ориентация Москвы на китайский рынок важна, но в то же время несет в себе определенные риски, поскольку Пекин умеет вести жесткие переговоры и «выбивать» себе торговые преференции. В этой связи аналитик отмечает, что при переориентации экономики на азиатский рынок России важно развивать отношения не только с Китаем, но и с Японией, Южной Кореей и Вьетнамом.
Еще интереснее выглядит ситуация касательно возможной военной конфронтации между Пекином и Москвой. Такого рода столкновение, по мнению В. Кашина, стало бы для России «полным кошмаром», так как она никак не может защитить Сибирь и Дальний Восток без использования ядерного арсенала.
Правда все эти прогнозы являются чисто гипотетическими, потому что пока трудно представить себе войну между Россией и Китаем. Тем не менее интересы государств могут столкнуться в другом месте. Сегодня много говорится о том, что Пекин все больше интересуется и готов побороться за природные ресурсы Арктики (даже начал строить собственный арктический флот). А ведь этот регион занимает важное место и в стратегии России. Кроме того Москве не стоит забывать о попытках Китая укрепить свои позиции на постсоветском пространстве. Прежде всего посредством совместных проектов, и не только в бывших советских республиках Центральной Азии. Например, в Белоруссии совместно с китайцами создается индустриальный парк. Есть у них планы и на Украине (просто отложены до лучших времен).
Обобщая, можно сказать, что Китай для России с одной стороны естественный, а с другой – опасный союзник. В своей антизападной стратегии Москва ориентируется на Пекин, который не есть часть западного мира, не заботится о демократии у себя и за рубежом и является символом быстро растущей экономической мощи. Кремль надеется, что это стратегическое направление позволит ему реализовать свои планы на постсоветском пространстве и предоставит больше возможностей в большой геополитической игре.
Тем не менее, ориентируясь на Китай, Россия сама рискует стать зоной его интересов и влияния, а в случае какой-либо конфронтации с Пекином Москва останется одна, без поддержки Запада. Кремль должна понимать, что это очень опасно. Выбор за ним, но он, похоже, уже сделан.