В то время, как еженедельник Polityka задается вопросом, «примирят ли Православная и Католическая церковь поляков с россиянами», Gazeta Polska и часть политиков партии «Право и Справедливость» (PiS) обвиняет католическую сторону в предательстве - из-за того, что она намерена брататься с русскими. В пятницу патриарх Московский Кирилл приедет в Польшу с историческим визитом, в ходе которого он подпишет вместе с главой польской епископской конференции архиепископом Юзефом Михаликом (Józef Michalik) призыв к примирению между поляками и россиянами.
Вне зависимости от протестов польских правых этот визит имеет историческое значение. Русская православная церковь не подписывала таких документов ни с одной другой Церковью в мире, тем более - за пределами России. Переговоры по документу шли три года и начались задолго до катастрофы под Смоленском. То, что РПЦ согласилась пойти на такой шаг - большой успех, поскольку, в отличие от Католической церкви, она редко решается высказаться по общественным вопросам, ограничиваясь темами веры и доктрины.
Читайте также: Патриарх Кирилл в Болгарии
Парадоксальность и вес этого события состоят в том, что Русская православная церковь избрала своим партнером по примирению не немцев, американцев, евреев или другой народ, с которыми Россию связывает сложная история, а именно поляков. Все потому, что будучи славянами, хотя и латинского обряда, мы ближе россиянам, чем другие нации. РПЦ, видя усиливающуюся секуляризацию Европы, усматривает в (довольно традиционной по сравнению с другими, но одновременно имеющей сильные корни в обществе) польской Католической церкви союзника и образец для подражания. Многие российские православные архиереи в тайне мечтают, чтобы их Церковь имела такое же значение на их родине, как Римско-католическая церковь в Польше.
Помимо этого, Православная церковь как институт оказалась одной из самых больших жертв коммунизма с тысячами, а, возможно, и сотнями тысяч, если не миллионами, мучеников из числа священников и мирян. Поэтому РПЦ легче отдать дань памяти польским жертвам сталинизма, чем государству, которое считает себя правопреемником СССР. Кроме того, патриарх Кирилл не один год был митрополитом Смоленским и Калининградским, благодаря чему слово Катынь знакомо ему непонаслышке. И, наконец, РПЦ, как никто другой, чутко прислушивающаяся к пульсу российской власти, видимо, заметила, что в Кремле назрело одобрение подобному сближению с Польшей. Не будем питать иллюзий: без такого одобрения, пусть молчаливого, православные архиереи, заинтересованные в сохранении союза трона и алтаря, не решились бы на шаги в сторону Польши. Так что подписание заявления о польско-российском примирении - это сигнал, что Россия под руководством старого-нового президента Владимира Путина не собирается вести враждебную политику в отношении нашей страны, хотя между нами остаются очевидные расхождения и конфликты интересов. В интересах обоих государств, по меньшей мере на европейской арене, - не раздувать их, а искать положительную повестку дня.
Также по теме: В Мадриде строится русский православный храм
Поэтому жест польских и российских иерархов следует признать дальновидным и достойным уважения - вне зависимости от того, что к каждой из Церквей - Римско-католической в Польше и Православной в России - можно иметь много претензий. Решимость архиепископа Михалика в деле защиты этого документа войдет в историю, а вес исторического обращения, подписанного вместе с поляками, со временем затмит скандалы, касающиеся патриарха Кирилла. Не в первый раз в истории люди из плоти и крови, имеющие свои слабости и пороки, совершают жест, который сделает из них в будущем героев.
Однако польско-российское заявление не принесет немедленных плодов. Не будем обманывать себя, что оно сразу же изменит сознание наших обществ, а так же их взаимные представления друг о друге. Но оно станет историческим и символическим фактом, на который можно будет ссылаться, как мы десятилетиями ссылались на знаменитое письмо польских и немецких епископов 1965 года. Протест Gazeta Polska и части недовольных депутатов партии «Право и Справедливость» этому не помешают. Польша и Россия совершают в эти дни важный исторический шаг к сближению, плоды которого мы будем пожинать еще долгое время. Исторический рок вечно напряженных отношений между Польшей и Россией имеет шанс быть наконец преодоленным.