По мнению российского президента Владимира Путина, «цепь трагических случайных обстоятельств» привела к тому, что Сирия 17 сентября сбила российский шпионский самолет. Эти слова г-н Путина, похоже, свидетельствуют о том, что он считает этот эпизод случайным и не выдвигает в адрес Израиля никаких обвинений. Израильские истребители и раньше осуществляли удары с воздуха по сирийской территории и, судя по всему, они были вероятными целями ее противовоздушной обороны. Однако время шло, и Россия становилась все более воинственной. Ее генералы заявили, что израильские истребители использовали этот российский самолет в качестве прикрытия (Израиль это отрицает). Затем, 24 сентября, Россия объявила о своем намерении поставить сирийцам более современные зенитно-ракетные комплексы С-300, сигнализируя таким образом об изменении своей региональной стратегии.
С того момента как Россия в 2015 году вмешалась в сирийскую гражданскую войну на стороне Башара Асада, диктатора этой страны, она старалась избегать столкновений с Израилем. В течение последних 18 месяцев Израиль осуществил более 200 авианалетов по связанным с Ираном целям на территории Сирии. «Горячая линия», соединяющая штаб-квартиру израильских военно-воздушных сил в Тель-Авиве с российским командным центром в Хмеймиме на западе Сирии, помогала предотвращать инциденты в воздухе. Военные процедуры поддерживались молчаливым соглашением между г-ном Путиным и Биньямином Нетаньяху, израильским премьер-министром. Израиль не будет препятствовать осуществлению российской операции по спасению г-на Асада, а Россия не будет мешать Израилю атаковывать иранские цели в Сирии.
Российский министр обороны Сергей Шойгу заявил, что комплексы С-300 будут переданы сирийской армии в течение двух недель. Некоторые аналитики сомневаются в том, что это произойдет. Из-за давления со стороны Америки и Израиля России потребовалось 9 лет для того, чтобы поставить обещанные комплексы С-300 Ирану. Москва может рассматривать угрозу поставки этих систем как способ оказания давления на Израиль для ограничения его вмешательства в Сирии.
Россия пыталась найти баланс между Израилем и его врагами на Ближнем Востоке. Г-н Путин стал первым российским лидером, осуществившим официальный визит в Израиль (он сделал это дважды), а г-н Нетаньяху стоял плечом к плечу с г-ном Путиным во время российского военного парада в этом году. Однако эта дружба не мешала России приглашать ХАМАС в Москву, помогать Ирану в реализации его ядерной программы и вооружать Сирию.
По мере того, как Россия оказывалась во все большей изоляции от Запада, увеличивалось значение Израиля как источника технологий и политической поддержки. Кремль тщательно избегал антиизраильской риторики в своих обвинениях в адрес Запада. После инцидента со своим самолетом в Сирии Россия заговорила о преданном доверии и выразила сожаление по этому поводу; Россия делала все для того, чтобы помочь Израилю и оказать ему содействие, а в ответ получила предательство, подчеркивают российские комментаторы. Г-н Нетаньяху два раза звонил г-ну Путину и, кроме того, направил в Москву командующего военно-воздушным силами Израиля, однако Кремль, возможно, ожидает большего количества любезностей со стороны Израиля для разрядки сложившейся ситуации.