Я пишу эту статью ровно сто лет спустя после того, как закончилась Первая мировая война. Война, которая должна была положить конец всем войнам, прекратилась в 1918 году.
11 ноября 1918 года
11 ноября в 11 часов стихли орудия с обеих сторон, и четыре года военных действий остались позади. Никто не ожидал, что война продлится так долго и будет такой кровавой. И те, кто сидел в Лондоне, и те, кто был в Берлине, считали, что она будет короткой, эффективной и показательной. Нужно было дать понять миру, что терпение закончилось, и пришло время наказать врага военными методами.
Высокое мнение о своих вооруженных силах
Все основные страны, которые решились тогда на войну, считали, что их вооруженные силы — лучшие на то время, и потому полагали, что быстрое и победоносное окончание неизбежной конфронтации им обеспечено.
Уверенные в этом власти так и говорили, а СМИ без всякой критики транслировали их слова населению своих стран. Вот почему новость о начале войны приняли с таким ликованием и в Вене, и в Берлине, и в Лондоне, и в Париже.
Наконец-то можно было начать гуляния
Прямо народный праздник: тысячи юношей и молодых мужчин промаршировали по улицам под музыку духовых оркестров, готовые исполнить свой долг перед родиной. Мы знаем, что было дальше. Эти мальчики, у которых только начал пробиваться пух на щеках, закончат свои дни в грязных траншеях или в попытках атаковать бесчисленные пулеметные позиции. Миллионы пали в бою, а линия фронта не продвинулась ни на миллиметр.
Сколько всего погибло людей?
Мы говорим о миллионах погибших молодых людей. А сколько миллионов вернулись домой с серьезными физическими и психологическими травмами, не знает никто. Кроме того, в результате военных действий погибли не менее семи миллионов гражданских. Как будто этого было мало, в последний год войны разразилась эпидемия «испанки», унесшая за два года жизни более 40 миллионов человек по всему миру.
Никакого триумфа
То, что было задумано как военный триумф, для всех замешанных в войну стран стало катастрофой. Для некоторых последствия были особенно серьезными. В России власть захватили большевики, и страна на 74 года стала коммунистической диктатурой.
Германия, обвиненная в развязывании войны и к тому же в ней проигравшая, была вынуждена принять такие условия мира, которые повергли страну в крайнюю нищету и унижение, что потом обернул себе на пользу Адольф Гитлер.
Ненастоящий мир
Формально Первая мировая война закончилась в 1918 году, но этот мирный договор стоит скорее рассматривать как своего рода перемирие, которое продолжалось, пока нацистская Германия собиралась с силами, чтобы отомстить и начать экспансию. Вторая мировая война оказалась еще кровавее, чем Первая, а ее кульминацией была ядерная атака на Хиросиму и Нагасаки в 1945 году.
Пришло время новой войны?
Проходит все больше времени с 1945 года. Неужели мы постепенно готовимся к новой войне? И в этот раз наказывать будем Россию? Да, многое указывает на то, что военная конфронтация с большим соседом на Востоке приближается.
Сходство с тем, как назревала Первая мировая война, несомненно. Начинается все с политической демонизации страны-противника, которую охотно поддерживают СМИ. Никаких позитивных или приятных новостей о России. Внимание сосредоточено исключительно на плохом.
Однобокость бросается в глаза
Концепция такова: «Россия — дисфункциональная диктатура, которой управляет злой и непредсказуемый властитель по имени Владимир Путин. Россия намерена подмять под себя Запад. Российские вооруженные силы угрожают миру и стабильности на планете. Сегодня Крымский полуостров — завтра Осло».
Россия стала врагом
Трудно не поверить, когда это повторяют без конца. Россия становится естественным врагом, которого нужно остановить с помощью оружия. Да, угроза настолько велика, что каждая страна НАТО должна увеличить свои военные расходы до 2% ВВП, повторяют нам, будто чудодейственную мантру.
Однобокое освещение аннексии Крыма
В ведущих СМИ вся эта история началась с аннексии Россией Крыма в 2014 году. Поддержанный Западом военный переворот против законно избранного украинского президента, случившийся несколькими неделями ранее, в этом контексте никогда не упоминается. Разве может быть какая-то связь между этими двумя событиями?
Между тем если мы на Западе заявляем, что аннексия Россией Крыма была агрессивным и враждебным действием, направленным против Запада, Россия, вероятно, считает военный переворот в Киеве агрессивным и враждебным действием, направленным против нее?
Логические провалы?
Раз уж Россия представляет собой такую страшную военную угрозу, можно было бы предположить, что представители власти и СМИ будут нас предостерегать против военного конфликта с этой большой державой. Но нет, никаких предостережений нет, скорее, напротив. Вместо этого мы слышим, что можно без всяких проблем выиграть войну с Россией. Российские военные расходы не больше, чем у Франции, сообщают нам.
А НАТО, следовательно, сильно превосходит Россию в том, что касается вооруженных сил. Россия — военный карлик, и у нее нет никаких шансов победить в войне против Запада. Так говорят.
Российское ядерное оружие
При этом забывают — или замалчивают — тот факт, что Россия имеет в своем распоряжении половину всего ядерного оружия Земли и что Россия предупреждала, что может использовать его, если на страну нападут.
И хотя США, похоже, надеются, что будущая война не выйдет за пределы европейского континента, очень велик риск, что крупнейшие американские города тоже превратятся в радиоактивные пепелища, если разразится ядерная война.
О подготовке к войне
Мы в Норвегии очень серьезно относимся к угрозе всеобъемлющей ядерной войны. Да, наши власти настолько серьезно к этому относятся, что Национальное управление радиационной защиты даже посоветовало населению запастись йодными таблетками.
Но не следует ли тогда еще посоветовать запастись и витаминами группы «Д»? По-моему, учитывая, что после ядерного апокалипсиса несколько сотен лет на Земле будет очень плохо с солнечным светом, людям придется есть витамин «Д» просто горстями.
Нужно место для конструктивной критики
Для ясности: я не говорю, что путинскую Россию не за что критиковать — поводов для критики множество, и я думаю, что подобная критика от политиков будет весьма уместна. И СМИ тоже могут обсуждать эти вещи.
Но критическое отношение к курсу, избранному какой-то страной, и принятому там способу управления не должно приводить к слепому осуждению. Во всяком случае, это осуждение не должно длиться вечно.
Я считаю, нужно прислушаться к Коре Виллоку (Kåre Willoch), который несколько раз предостерегал, что не стоит продолжать политику, усиливающую напряженность в мире, подталкивая Россию в объятия Китая.
Никогда не забывайте, что может начаться ядерная война
Моя идея заключается в том, что бессмысленно думать о вооруженной конфронтации с Россией, даже если не допускать, что Россия может применить ядерное оружие. Да, Путин несколько раз говорил, что Россия ответит на военное нападение Запада с помощью всех войск и вооружений, в том числе ядерного оружия. Не так давно он сделал следующее заявление:
«Агрессор должен знать, что возмездие неизбежно, что он будет уничтожен. Мы — жертвы агрессии, мы как мученики попадем в рай. А они просто сдохнут. Потому что даже раскаяться не успеют!»
Победителей не будет
Конечно, можно поставить по сомнение формулировку и выбор слов Путина и классифицировать подобные высказывания как пропаганду. Тем не менее из этого заявления можно сделать вывод о двух серьезных последствиях войны. Во-первых, перестанет существовать Россия. Во-вторых, Запад тоже будет уничтожен, если разразится война.
Конец человечества?
Поэтому мне так не нравится, когда разные самонадеянные люди называют путинскую Россию незначительной страной. Еще грустнее становится, когда мгновение спустя эти же люди говорят, что нужно готовиться давать вооруженный отпор неминуемой российской агрессии, а в следующий момент вновь начинают насмехаться над российским военным потенциалом.
Такая аргументация заставляет меня задуматься о конце человечества. Потому что бедствия, последовавшие за Первой мировой войной, — просто ничто в сравнении с последствиями ядерной войны против России для планеты и всего нашего будущего.