Atlantic Council (США): что конец договора о РСМД значит для Киева

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Что означает для Украины конец договора о РСМД? Экс-посол США на Украине уверен, что Киев может последовать примеру Вашингтона и выйти из Договора. Авторы переворачивают все с ног на голову, обвиняя Россию в нарушении соглашения. По мнению экс-посла, «Киев можно будет простить, если он проигнорирует жалобы России» и начнет создавать свои ракеты наземного базирования.

1 февраля госсекретарь Майк Помпео (Mike Pompeo) объявил о том, что США приостанавливают выполнение своих обязательств по Договору о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД), подписанному в 1987 году. Помпео заявил, что Россия нарушала условия этого договора в течение многих лет. На следующий день Госдепартамент уведомил российское посольство и посольства других участников договора, включая Украину, о намерении США выйти из договора. В тот же день президент Владимир Путин заявил, что Россия тоже приостановит свое участие в этом договоре.

К несчастью, договору о РСМД пришел конец.

Подписанный Рональдом Рейганом и Михаилом Горбачевым в 1987 году договор о РСМД запрещал США и СССР иметь ракеты наземного базирования дальностью от 500 до 5500 километров — независимо от того, оснащены они ядерной или неядерной боевой частью.

Этот договор вступил в силу в июне 1988 года. К июню 1991 года США и Советский Союз уничтожили свои запасы, которые насчитывали почти 2700 ракет. В декабре 1991 года Советский Союз распался.

Однако США и Россия — не единственные стороны соглашения. 11 постсоветских государств стали преемниками Советского Союза в рамках договора о РСМД, и Украина оказалась в их числе. (Страны Балтии, которые считали свое включение в состав СССР незаконным и которые вернули свою независимость до 1991 года, не относятся к их числу.)

Аналогичным образом в Лиссабонском протоколе 1992 года Россия, Белоруссия, Казахстан и Украина приняли на себя договорные обязательства СССР по Договору о сокращении стратегических наступательных вооружений 1991 года (СНВ-1). Последние три государства также обязались ликвидировать все стратегические наступательные вооружения на своей территории и присоединиться к Договору о нераспространении 1970 года в качестве государств, не обладающих ядерным оружием.

Что эта короткая дипломатическая история значит для Украины? Поскольку США и Россия больше не подчиняются ограничениям договора о РСМД, довольно трудно привести аргументы в пользу того, что Украина и другие постсоветские государства должны и дальше это делать. Если Киев решит это сделать, он может свободно воспользоваться своим правом выйти из договора, как это сделал Вашингтон две недели назад.

Украина остается связанной другими соглашениями. Договор о нераспространении запрещает ей приобретать ядерное оружие. В соответствии с режимом контроля над ракетными технологиями, установленным в 1987 году, Украина обязана ограничить экспорт ракет, которые могут нести 500-килограммовую боеголовку на расстояние 300 и более километров.

СНВ-1 утратил силу в 2009 году и был заменен новым договором о СНВ — двусторонним американо-российским соглашением, подписанным в 2010 году. Можно было бы сказать, что Украина выполнила свои обязательства, взятые в период действия Лиссабонского протокола, об уничтожении всех стратегических вооружений на своей территории, но что она не брала на себя обязательства никогда не приобретать их в будущем. Однако попытка создать межконтинентальные баллистические ракеты (МБР), несомненно, встретит сильное сопротивление со стороны США, которые подчиняются новому договору о СНВ, ограничивающему количество МБР и других стратегических вооружений.

Ракеты средней и меньшей дальности наземного базирования — это уже другой вопрос. У правительства США не будет никаких юридических оснований возражать, если Украина захочет выйти из договора о РСМД, поскольку в этом случае Киев будет просто следовать примеру Вашингтона. Более того, учитывая продолжающуюся агрессию России на Украине, у правительства США будет довольно мало оснований для возражений, если Киев решит, что ракеты средней дальности помогут ему предотвратить дальнейшую агрессию России — разумеется, при условии, что эти ракеты будут оснащены обычными, а не ядерными боеголовками.

Другие страны могут возразить. Россия обязательно это сделает, но Москва нарушила Будапештский меморандум о гарантиях безопасности, подписанный в 1994 году, применила военную силу, чтобы аннексировать Крым, вторглась в Донбасс, нарушила договор о РСМД, развернув запрещенные крылатые ракеты промежуточной дальности, которые могут нанести удар как по Украине, так и по другим европейским странам, и приостановила выполнение своих обязательств по этому договору. Киев можно будет простить, если он проигнорирует жалобы России.

Некоторые европейские государства могут выразить обеспокоенность. Технически они могут оказаться в радиусе действия украинских ракет промежуточной дальности. Однако у членов Евросоюза и других европейских государств будет не больше причин опасаться украинских ракет промежуточной дальности с неядерными боеголовками, чем польских самолетов F-16, несущих неядерные бомбы. Кроме того, до недавнего времени большинство европейских государств не выражали серьезных протестов по поводу нарушения Россией договора о РСМД.

Это вовсе не означает, что Украине следует приступить к разработке и развертыванию ракет промежуточной дальности наземного базирования. Украинскому правительству придется проанализировать ряд политических, военных и стоимостных факторов, а также сравнить потенциальную военную выгоду от обладания такими ракетами с масштабами возможной обратной реакции со стороны Москвы и, возможно, некоторых европейских государств. Но, если Киев решит выйти из договора о РСМД и рассмотреть возможность создания собственных ракет промежуточной дальности, у него должна быть возможность сделать это, не опасаясь негативной реакции со стороны США.

Стивен Пайфер — научный сотрудник Центра международной безопасности и сотрудничества в Стэнфорде и старший научный сотрудник Брукингского института. Он занимал должность посла США на Украине с 1998 по 2000 год.

Обсудить
Рекомендуем