Укрiнформ (Украина): украинская традиционная древняя вышивка насчитывает более 250 видов стежков

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Древняя вышивка у славян выполняла магические функции и служила оберегом. Ею украшали именно те части одежды, через которые злые духи могли попасть в наше тело — это воротник, манжеты, подол, разрез горловины. Дизайнер Оксана Полонец рассказывает о популярности украинской вышиванки в наши дни.

Что изменилось с древних времен в традициях вышивания, я расспросила у дизайнера Оксаны Полонец — законодательницы моды в национальном стиле, бренд которой был представлен на красной дорожке церемонии вручения премии Оскар в Лос-Анджелесе, а также получил награду «Золотой символ качества национальных товаров и услуг».

Укрiнформ: Оксана, можно ли и сейчас считать вышитую одежду оберегом от злых сил?

Оксана Полонец: На самом деле, «мистическое» значение вышиванки зависит от восприятия того, кто создает эти вышиванки, и тех, кто их надевает.

Традиционная старинная вышиванка была ценна тем, что каждая женщина вышивала ее вручную для своей семьи, для детей, для мужа — и вкладывала в нее всю свою любовь и позитивную энергию. Именно это и является основным обереговым свойством вышитой одежды.

Вышивание — это очень кропотливая работа, требующая большого внимания и времени. Сейчас, в современном мире, все изменилось и, к сожалению, не все женщины могут себе позволить такое дело. Но, слава Богу, есть мастерицы, которые хранят традиции ручной вышивки, это очень ценно для Украины.

- Когда началась ваша личная история с вышивкой, ведь вы сначала начинали свой дизайнерский путь без нее?

Оксана Полонец: Моя творческая деятельность как дизайнера началась в 2003 году. Я тогда осуществила первые попытки создать собственный бренд, но все время находилась в поиске своей изюминки, которая бы ярко выделяла меня среди других дизайнеров.

И так случилось, что в 2007 году мне предложили одевать украинскую участницу международного конкурса красоты — это для меня был первый опыт и очень большая честь, потому что девушка представляла Украину в мире. Мы должны были создать для нее целый гардероб в национальном стиле — и сценические наряды, и вечерние платья.

Вот именно из этих платьев в национальном стиле началась история украинского бренда «POLONETS» и моей дизайн-студии, которая на сегодня уже стала всемирно известным брендом.

- Вы создавали наряды той красавице на основе древней украинской вышивки?

Оксана Полонец: Нет, там мы применили современный дизайн, необходимости воплощать древние замыслы или использовать старые схемы вышивки не было, поскольку это был современный, яркий, сценический костюм. Его задачей было поразить и привлечь внимание, что нам и удалось сделать, потому что девушка приехала с титулом 1-я вице-королева мира.

Для нашего бренда это событие стало переломным в положительном смысле — внимание всех средств массовой информации было приковано к победе украинки и ее наряду, а о нас, таким образом, стали узнавать.

К нам начали звонить клиенты и просто ценители, которые благодарили за эстетическое удовольствие. В тот момент я поняла, что, возможно, это и есть изюминка, которую я искала, и начала пробовать воплощать те дизайны и наработки уже для других заказчиков.

- Для вышивки вы применяете исключительно ручную работу?

Оксана Полонец: В наших коллекциях присутствуют как ручная, так и машинная вышивка, в зависимости от потребности и сроков. Ручная вышивка требует больше времени, но, если есть желание и возможность ждать — мы с удовольствием ее создаем.

Если это свадебное платье, то над его созданием может работать 5 или 8 мастериц. У каждой своя область производства — это и портной, и дизайнер по вышивке, и, собственно, вышивальщица, и закройщики — у нас достаточно большой штат. В моей команде — все мастера своего дела, каждый знает, что ему делать, и умеет выполнять свою работу наилучшим образом, поэтому платья получаются очень красивыми и качественными.

- И каждое будет не похоже друг на друга? Или иногда модели все же повторяются?

Оксана Полонец: У нас есть коллекции, вещи из которых мы повторяем во всех размерах. Например, обычные блузки и мужские рубашки могут повторяться в ассортиментном ряде.

Но искусственные платья, которые имеют очень большое количество вышивки, или свадебные наряды, мы изготавливаем только под заказ. Они не повторяются.

- Знаю, что вы любите путешествовать и представлять мировые украинские этноколлекции одежды. В каких странах уже побывали наши вышитые наряды?

Оксана Полонец: У нас была возможность неоднократно представлять наши коллекции в США, Канаде, Германии, были в Австрии.

В 2018-м году у нас был фэшн-тур по странам Азии — это Тайланд, Малайзия, Сингапур.

Вообще, наш бренд был представлен в около 20-ти странах мира, и я поражена, насколько иностранцам нравились наши коллекции и как охотно они покупали наши вещи.

- Среди ваших заказчиков немало известных людей: и артисты, и журналисты, и представители украинского политикума. Трудно ли работать с ВИП-клиентами и их творческими предпочтениями?

Оксана Полонец: Мы уделяем внимание всем клиентам, у нас все клиенты ВИП. Конечно, среди заказчиков есть известные или медийные лица.

Обычно создаем для них что-то особенное, чтобы не повторялось с другими клиентами. Бывает, что вышиваем инициалы, бывает — создаем по образцу семейной сорочки какую-то совершенно современную вещь, которая тоже становится семейной ценностью.

- Какая техника у заказчиков ценится больше? Наверное, вышивка гладью? Потому что, мне кажется, вышивка «крестиком» уже такая более масс-маркетовская?

Оксана Полонец:  Вообще, украинская традиционная древняя вышивка насчитывает более 250 видов стежков. А вот такая привычная для нас техника вышивки, о которой вы упомянули — «крестиком» — это более современный вид искусства вышивания, который появился несколько позже, и его стремительное распространение — это более индустриальный результат, я бы сказала.

- Этот вид вышивки проще в исполнении, поэтому и приобрел такую популярность?

Оксана Полонец: Он проще, но с историей его широкого применения в массах была довольно интересная история. Это был небольшой маркетинговый ход, введенный в конце 19 века владельцем компании, которая производила… обычное глицериновое мыло.

Тогда для того, чтобы привлечь внимание и продать больше своего мыла, владелец парфюмерной фабрики Генрих Брокар придумал такую идею: на обертке мыльных брусочков он размещал маленькие схемки красно-черных узоров, которые каждая женщина могла вышивать вручную. Вот благодаря этому техника вышивания «крестиком» (которую еще называли «мыльной» или «брокаровской») и получила такое широкое распространение.

Мыло было очень дешевым, а узоры простыми — практически каждая хозяйка могла их быстро вышить.

Параллельно с одеждой для своих родных, женщины вышивали рушники и скатерти, потому что тогда это была единственная возможность украсить свой быт.

Вышитыми вещами украшались дорогие для семьи предметы: иконы или семейные фотографии — таким образом, будто предоставлялась ценность определенным вещам и в то же время это был хороший способ украсить свой дом.

Я помню, что у моей бабушки было обильно вышитое постельное белье и наволочки, и простыни — это было очень красиво.

- Вышивка «белым по белому» или «черным по черному» более дорогая, потому что сложнее в исполнении?

Оксана Полонец: Для вышивки в тон ткани («белым по белому» или «черным по черному») берется очень тонкая и легкая ткань, а узор по ней вышивается более плотными и толстыми нитками — она ценна тем, что орнамент можно разглядеть только благодаря фактуре. Благодаря этому, собственно, изделие и приобретает такой изысканный, элегантный и дорогой вид.

Кстати, если брать историю появления вышивки «белым по белому», то она присуща в основном Полтавской области.

Западным регионам присущи невероятно красивые цветные вышивки, там сочетали не только разные цвета, но и разные фактуры. Особенно интересен Борщевский район Тернопольской области — там вышивали шерстяными нитками, от чего вышивка приобретала вид «букле» — объемная, фактурная и очень красивая.

- Наверное, в конце 18 — начале 19 веков цветная вышивка была роскошью? Где можно было взять дорогие красочные нитки для вышивания?

Оксана Полонец: Конечно, но женщины использовали различные средства: красили нитки сами — использовали природные красители, чтобы придать ниткам яркий цвет.

Жительницы регионов, близких к западным границам, каким-то образом доставали такие декоративные пайетки, бисеринки, именно поэтому для западных регионов также характерна вышивка бисером, пайетками. Если вы обратите внимание, то в других регионах Украины таких элементов декора тогда не было.

- Из славянской традиционной вышивки, кроме украинской, берут начало еще и белорусская, и русская вышивка. Существенно ли сейчас отличаются их техники и колористика?

Оксана Полонец: Белорусская вышивка, на мой взгляд, более спокойная и менее красочная. Русская — тоже. Так же, кстати, и в восточных регионах Украины — вышивка более спокойная и чаще встречается голубой цвет.

- Оксана, как вы думаете, могла бы еще какая-то вещь из украинского традиционного наряда стать такой же популярной, как вышитая сорочка? Или все же, по вашему мнению, только вышиванка может так комфортно прижиться в современном мире?
Оксана Полонец: Украинский традиционный наряд, особенно женский, очень разнообразный и многослойный: были и сорочки, и запаски, и плахты, и юбки, и пояса. Конечно, сейчас в современном мире такое количество одежды надевать не очень удобно, да и неуместно.

А вот вышитая сорочка, как отдельный предмет гардероба, прекрасно вписывается в современность и подчеркивает украинскую национальность. Это и удобно, и красиво сочетается с современными предметами гардероба.

Вышиванка очень хорошо подходит к джинсам, потому что, конечно, все течет, все меняется и одежда не может быть такой, какой была 100 лет назад. Молодежь хочет соответствовать современным трендам, и украинская вышиванка, кстати, несколько лет подряд была на пике популярности даже среди мировых трендов.

Это очень интересная вещь, которую украинские и мировые дизайнеры трансформировали в современный и комфортный предмет гардероба. И очень приятно, что украинцы любят надевать вышиванки на праздники и семейные события.

- Кроме сорочек и платьев, какую еще современную одежду можно вышить? Мне подумалось, что, наверное, хорошо бы смотрелась вышитая ночная сорочка или пижама. Таких заказов еще не было?

Оксана Полонец: Мы такого не делали, но это дело вкуса и желания. Почему бы и нет? Тем более, что сейчас, из-за определенной ситуации в мире, люди в основном проводят время дома. Мне кажется, что вполне можно было бы воплотить в коллекцию домашние предметы гардероба — пижамы и домашние платья — украсить их изящной вышивкой, это действительно было бы очень красиво!

- Кстати, сейчас, во время карантина, когда многие работали из дома прямо в пижаме (пока не вышитой), вы не останавливали свое производство? Продолжаете создавать и выполнять заказы?

Оксана Полонец: Конечно, эти события не могли не повлиять на наше производство и на наше общение с клиентами. Но мы полностью не останавливались, поскольку есть заказ из-за рубежа и должны выполнять ранее взятые обязательства. Мы находили возможность привозить наших сотрудников к месту работы, и работали, чтобы никого не подвести.

- Моя подруга, которая любит вышивать, сейчас начала на заказ делать вышитые маски — у нее получаются такие хорошенькие, в цветочки, защитные маски для модниц.

Оксана Полонец: К нам тоже стали в последнее время обращаться наши клиенты и просят маски с вышивкой. Ну, что делать? Будем шить!

- Спасибо вам за разговор, ждем новых коллекций и надеемся, что вы еще не раз покажете миру нашу замечательную вышитую украинскую одежду.

Оксана Полонец: Спасибо и вам. Я убеждена, что украинская вышиванка и в дальнейшем будет радовать как нас, украинцев, так и прославит Украину в мире.

 

 

Обсудить
Рекомендуем