Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Путин добился многого уже самим фактом переговоров с США и НАТО, считает автор французской газеты «Лез эко». Обосновывая эту свою позицию, Виржини Робер легкомысленно относится как к причинам, так и к возможным результатам переговоров. Причиной она считает якобы угрожающее Украине движение войск внутри России. А в случае успеха она пророчит России забвение Западом проблемы Крыма и Донбасса.
Российско-американские переговоры, которые состоятся в Женеве 10 января, выходят далеко за рамки вопроса о ситуации вокруг Украины. По мнению исследователя по имени Тома Гомар, директора Французского института международных отношений (Ifri), Владимир Путин пытается убедить мир, что Россия вернула себе могущество.
Территориальная целостность Украины и, в более широком смысле, безопасность европейского континента будут в центре переговоров 10 января в Женеве. Чтобы попытаться снизить эскалацию украинского кризиса, американцы и русские договорились использовать рамки диалога по стратегической безопасности, начатого в июне прошлого года в той же Женеве Джо Байденом и Владимиром Путиным. Напомним, что он был с самого начала посвящен вопросу о пересмотре или сохранении договоров о контроле над ядерными вооружениями. В последние нескольких месяцев кризис усилился в связи с масштабным размещением российских войск на границе с Украиной. Эти учения, по утверждению Москвы, недавно закончились, и 10 000 солдат были отозваны.
Но игра, которая будет разыгрываться в Женеве, выходит далеко за рамки украинского кризиса и расширения НАТО. Для России приближающиеся переговоры — демонстрация того, что у нее есть средства для того, чтобы играть более важную геостратегическую роль, чем теперь. Новая роль поставит Москву в один ряд с американской сверхдержавой, показав, что Россия может влиять на безопасность всей Европы. Стратегия, выведшая Россию на переговоры со всем блоком НАТО и с США, была реализована в несколько этапов. Сначала военное давление на Украину, потом ультимативное требование, изменившее ситуацию, и последовавшее за ним открытие дипломатического диалога.
«Путин оказывает дипломатическое давление, посылая сигналы, свидетельствующие об усилении его военного арсенала», — объясняет Тома Гомар, директор Французского института международных отношений (Ifri). Тот факт, что Кремль сделал выбор в пользу не массового производства старого оружия, а в пользу производства в малых количествах оружия современного — этот факт тоже может придать Москве все большее политическое значение. Конкретно, речь идет о выборе Москвы в пользу производства сверхскоростных ракет, которыми, казалось, могли обладать только американцы и (в будущем) китайцы. Это оружие резко сокращает время реакции попавших под обстрел этими ракетами стран, делая Москву более смелой и важной на международной арене.
Ослабить трансатлантическую сплоченность
Точно так же испытание противоспутникового оружия в ноябре этого года было воспринято как демонстрация силы. «Путин хочет, чтобы люди поняли, что Россия вернула себе прежнее могущество после стратегического упадка, последовавшего за распадом СССР в 1991 году. Это ставит под сомнение исход холодной войны», — подчеркивает Тома Гомар.
Есть тут и другие плюсы для России. Диалог с Вашингтоном выводит Россию из статуса региональной державы, который был приписан ей в свое время Обамой. Диалог может также способствовать ослаблению трансатлантического единства, поскольку Евросоюз и его страны-члены, как получается, не участвуют в дискуссии. «Это происходит в то время, когда Запад пребывает в нерешительности в связи с решением США все больше сосредотачиваться на противостоянии с Китаем. Одновременно с этим процессом происходит создание новой коалиции в Германии. Не забывайте еще про предстоящие выборы во Франции, да и про сложную игру (очевидно, имеется в виду критика Эрдогана в адрес США, Франции и Германии — прим. ИноСМИ), которую ведет Турция», — отмечает Тома Гомар. Эксперт считает, что Владимир Путин серьезно рискует. Тем более, что его требования оставляют американцам мало места для маневра.
Все это позволяет Путину решить как минимум три задачи. Во-первых, свести на нет претензии Запада по поводу событий прошлого: аннексии Крыма, установления российского господства над Донбассом. Возможно, удастся заставить Запад признать, как неизбежное явление, определенное влияние России на Украину. Затем Путин хочет добиться прекращения политики расширения НАТО. С этой целью на стол Россией были положены два проекта договора. И, наконец, Россия хочет послать сигнал о том, что Москва и Вашингтон вместе решают вопросы европейской безопасности.
Европейцы не полностью исключены из игры. Те страны ЕС, которые являются еще и членами НАТО, смогут принять участие во встрече Совета Россия-НАТО 12 января. На 13 января также запланировано заседание ОБСЕ, которая объединяет все страны Европы, США и Россию. Со своей стороны, Франция, которая именно в январе начинает возглавлять Совет Европы, будет стремиться, чтобы на этих переговорах был принят во внимание «стратегический компас» ЕС.