Почему Гайана превратилась в новое "нефтяное Эльдорадо"

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Гайана – новая мировая нефтяная держава, пишет Daily Mail. Автор статьи рассказывает, как в этой южноафриканской стране развивается энергетическая отрасль. К 2035 году Гайана будет добывать на шельфе больше нефти, чем Соединенные Штаты.
Джон Мэйр (John Mair)
В 1595 году сэр Уолтер Рэли думал, что он нашел Эльдорадо – "страну золота" – на территории современной Гайаны. Это было не так. Эльдорадо нашел глава компании Exxon Mobil Даррен Вудс (Darren Woods) в 2022 году. Только золото там черное.
Гайана – так сегодня называется страна – превратилась в новое "нефтяное Эльдорадо", потому что сейчас на ее шельфе ведутся активные работы по добыче нефти. Только на блоке Stabroek ("Стабрёк") находятся миллиарды баррелей.
На сегодняшний день найдено уже 11 миллиардов баррелей, и эта цифра продолжает расти. Всего за три года в эксплуатацию были введены три скважины. А показатель успешности в поисках составляет 90%.
Гайана – новая мировая нефтяная держава. К 2035 году она будет добывать на шельфе больше нефти, чем Соединенные Штаты. И это чрезвычайно выгодный бизнес: издержки добычи составляют 25–35 долларов на один баррель, что намного меньше нынешней мировой цены на это сырье, которая колеблется в районе 100 долларов за баррель.
В мире, где поставки энергоресурсов оказались под угрозой из-за вооруженного конфликта на Украине и санкций против России, Гайана – новая жемчужина в короне мирового нефтяного рынка.
Как появилось это нефтяное Эльдорадо? Прошло всего семь лет с тех пор, как в бассейне Гайаны обнаружили залежи энергоресурсов.
Тем не менее, сегодня уже работают два огромных плавучих нефтеперерабатывающих завода, а вскоре будет запущен и третий, который тоже будет выкачивать сырье со дна Атлантического океана.
Визиты западных стран в Африку в условиях энергетического кризисаНа фоне энергетического кризиса у западных стран усилился интерес к африканским государствам, пишет Anadolu. По мнению аналитиков, Африка испытывает давление со стороны Европы из-за своих запасов нефти и газа. А возможности удовлетворить эти потребности ограничены.
Но соглашение на добычу, заключенное в 2016 году, оказалось не слишком выгодным для гайанцев. Ставка роялти составляет всего 2%.
Несмотря на это, благодаря нефти в этом году экономика Гайаны выросла почти на 50%, а уже к 2025 году страна, по некоторым прогнозам, будет иметь самый высокий доход на душу населения в мире – по одному баррелю в день на каждого из 700 тысяч человек населения, а в целом за время разработки месторождений в Гайане доход составит 350 миллиардов долларов.
Тем не менее, вопрос о том, какая доля нефтяных богатств дойдет непосредственно до простых жителей страны, остается открытым.
Как и в Норвегии, в Гайане есть фонд национального благосостояния, возглавляемый генерал-майором Джо Сингхом (Joe Singh), весьма уважаемым бывшим главнокомандующим. В правление фонда входит британский теневой министр иностранных дел Дэвид Лэмми (David Lammy). Он гайанского происхождения и регулярно приезжает в страну.
В начале текущего года в Фонде природных ресурсов было около одного миллиарда долларов, однако эти средства активно расходуются на реализацию крупных инфраструктурных проектов, таких как строительство гидроэлектростанции, дорог, мостов и разработку планов по переносу столицы подальше от побережья, которое часто страдает от наводнений.
Атлантический океан может в любой момент затопить прибрежную равнину Гайаны, где проживает большинство ее граждан. Отсюда и попытки найти новое место для столицы в районах, удаленных от побережья.
Местные жители наблюдают все больше перемен. Плантации сахарного тростника постепенно превращаются в участки под застройку, люди стали получать пособия на образование и так далее.
В этом нефтяном Эльдорадо деньги не являются проблемой. 42-летний президент-мусульманин Ирфаан Али (Irfaan Ali) может себе позволить быть щедрым.
Он и его правительство останутся у власти в этом глубоко разобщенном в расовом смысле обществе еще минимум восемь лет, а, скорее всего, еще дольше.
До XIX века Гайана была голландской колонией. И очень скоро со стороны атлантического побережья на неё может нахлынуть волна "голландской болезни" – когда такое событие, как, к примеру, открытие больших запасов нефти, может непроизвольно нанести ущерб экономике государства в целом.
В результате в стране в обороте появится слишком много денег, инфляция начнет расти, резко увеличится импорт, и, что еще хуже, коррупция расцветет пышный цветом. Даже когда Гайана была бедной страной, она отличалась очень высоким уровнем коррупции. Сейчас соблазнов с каждым днем становится все больше.
Другие страны уже начали протаптывать нефтяную дорожку к границам Гайаны. В июле Саудовская Аравия отправила в страну "Боинг" со множеством чиновников и инвесторов на борту. Президент Али, в свою очередь, побывал на Ближнем Востоке.
Китайцы владеют 20-процентной долей в месторождении Stabroek. Компания British Airways возобновляет регулярные прямые рейсы из Великобритании в марте следующего года. Гайанские нефтяные юристы открывают офисы в столице Джорджтауне.
Прогресс совершенно очевиден на восточном берегу реки Демерара, где уже появились огромные береговые базы, построенные такими компаниями, как нефтесервисный гигант Schlumberger.
Грядущей зимой Западу грозит энергетическая расплатаЭнергетический кризис не является случайным последствием спецоперации на Украине или пандемии, пишет FT. Автор статьи рассказывает о двух структурных проблемах, лежащих в его основе. Зимой Запад окажется перед сложным выбором, отмечается в статье.
Между тем в столице повсюду появляются отели – обычно американских гостиничных сетей, – которые разбавляют собой колониальную архитектуру, оставленную после себя британцами и голландцами. Именно Соединенные Штаты занимают господствующие позиции в нефтяном Эльдорадо.
В отеле Marriott в Джорджтауне преобладает американская речь. Госдепартамент США активно проявляет заинтересованность.
В 2020 году Майк Помпео, занимавший тогда пост госсекретаря, сыграл важную роль в том, чтобы помешать предыдущему правительству "украсть" выборы.
Президент Али недавно побывал в Соединенных Штатах, где встретился с вице-президентом Камалой Харрис и госсекретарем Энтони Блинкеном.
Новый мир зовет. Поскольку сегодня соседняя Венесуэла – еще одно очень богатое нефтью государство – находится вне орбиты Соединенных Штатов и обременено санкциями, Америке нужна нефть из Гайаны.
Миру она тоже нужна. Exxon Mobil и правительство Гайаны без труда продают на мировом рынке свой миллион баррелей, который они добывают за месяц.
Будущее выглядит очень многообещающе – особенно после того, как газ с нефтяных месторождений начнет поступать на берег благодаря трубопроводу стоимостью в миллиард долларов, который строится в настоящий момент.
Этот газ позволит обеспечить более дешевое и бесперебойное электроснабжение людям и предприятиям после того, как закончится нефть.
Сегодня, спустя более шести десятилетий после обретения независимости от Великобритании, в Гайане по-прежнему регулярно происходят отключения электроэнергии.
Однако мрачным фоном всему этому служит расовый раскол, который долгое время преследует страну. Освобожденные с сахарных плантаций африканские рабы отправились в свободные деревни и городские поселения.
Однако они не сумели достичь процветания. Наемные работники из Индии, которые прибыли в страну на замену африканцам, сумели выстроить собственные капиталы и предприятия. Сегодня они доминируют в гайанском деловом мире и политике.
Партия президента страны PPP – это индийско-гайанская партия. Оппозиционная партия PNC – преимущественно африканско-гайанская.
Перед президентом Али, который пытается следовать курсу "единой Гайаны", стоит невероятно трудная задача. Ему необходимо сплотить все расы страны, чтобы развивать новое нефтяное Эльдорадо.
Тем временем низкосернистая нефть марки Brent продолжает бить ключом со дна Атлантического океана. Сэр Уолтер Рэли вряд ли в это поверил бы. Однако мы с вами знаем, что золото бывает черным.
Обсудить
Рекомендуем